Литература:
1. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников. Краткий словарь по психологии. – М.: Политиздат, 1989; //Социс, 2004, № 2
2. Вралов М. Смысложизненные ориентации подростков //Социс, 2001, № 2
3. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997, № 1
4. Возрастные этапы и критические периоды социализации /Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: ЛОГОС, 1999
5. Копцева О.Н. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся //Социс, 2005, № 2
6. Кистяковский Б.А. Общество и индивид. //Социс, 1996, № 2
7. Кон И.С. Социология личности. – М.: 1967
8. Краснова О.В. Бабушка в семье //Социс, 2000, № 11
9. Козлова Н.Н. Уличная социализация и идентичность //Социс, 2003, № 4
10. Кулагина И.Ю. и др Возрастная психология. Творческий центр «Сфера» - М.: 2001
11. Кулик Л.А. Совместное воспитание. – М.: Просвещение. 1990
12. Лавриненко В.Ню Социология. – М.: ЮНИТИ, 1998
13. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи //Социс, 2002, № 9
14. Самсонова Т.Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 2
15. Селиванова З.Н. Смысложизненные ориентации подростков //Социс, 2001, № 2
16. Спасибенко С.Г. Социализация студентов в процессе изучения социологии //Социально-гуманитарные знания, 2004, № 1
17. Пороховская М.А. Роль семьи в процессе социализации ребенка //ВМУ, серия 18, 1997, № 3
18. Рукавишников Р.О. Мораль в сравнительном измерении //Социс, 1998, № 6
19. Щеглов И.А. Политическая социализация личности //Социально-гуманитарные знания, 2001, № 4
20. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников //Социс, 2002, № 5
21. Фирсова В.В. Православные семейные ценности //Социс, 1997, № 1
Тема 6: Социальное взаимодействие
План:
1. Теории межличностного взаимодействия.
2. Общие понятия о группах. Виды групп. Группы и организации.
Методические рекомендации:
При рассмотрении различных теорий межличностного взаимодействия следует обратить внимание на основные положения каждой из них. Так, например, в теории социального обмена основным тезисом является то, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится максимизировать выигрыш и минимизировать затраты. В теории символического интеракционизма реакция человека на стимул определяется тем значением, которое он приписывает стимулу. А в ролевой теории стиль взаимодействия определяется ролями, которые выполняются общающимися.
Во втором вопросе особенности взаимодействия определяются типом группы, в которой оно происходит. На него влияет и вид группы (формальная-неформальная, первичная-вторичная и т.д.) и ее величина (большая, малая, триада и др.)
При рассмотрении третьего вопроса следует остановиться на определении организации как формальной вторичной группы и связать ее особенности и структуру с целями той деятельности, которую данная организация осуществляет.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем обусловлено актуально поведение человека с позиции теории обмена?
2. Приведите примеры различных символических значений одного и того же поступка в разных культурах или разных социальных слоях.
3. Что в теории ролевого взаимодействия означает выполнять роль?
4. Как определил группу Роберт Кинг Мертон?
5. Дайте определение понятиям межличностная и внутригрупповая роль.
6. Приведите примеры формальной и неформальной организации.
7. Приведите примеры формальной и неформальной организации.
8. Назовите основные характеристики идеальной бюрократии, выделенные М. Вебером.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.