Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине "Социология", страница 7

8. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. 2001. №6.

9. Кудрявцев В.Н. Исследовательская проблема – социальные отношения //Социс, 1993, № 2

10.  Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях  социальных перемен. // Социс. 1997. №4

11.  Осинский И.И. Бездомные – социальное дно общества. // Социс. 2003. №1

12.  Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. «Личность и деформация ее «Ядра» при девиантном поведении». – СПб.: «Питер», 1999. с. 43-47.

13.  Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. – М.: Феникс. 1994.

14.  Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Г.В. Осипов и др. гл. VII Механизм социального контроля.– М.: Аспект-Пресс, 1996.

15.  Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике //Социс, 2004, № 3

Тема 8: Социология образования

План:

1. Образование как вид культурной деятельности.

2. Социализация личности в процессе обучения.

3. Структура образования в Украине и Крыму.

Методические рекомендации:

Образование – это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и потребления знаний и социального опыта. Образование сводится к системе воспитательных и учебных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.

Образовательные системы имеют свою структуру, включающую взаимодействие различных элементов, направлены на достижение единой цели – обучение, воспитание и развитие личности.

Развитие личности предполагает не только образовательный, но и личностный компонент, т.е. это не только передача знаний. Школьное и ВУЗовское образование должно включать:

1) развитие интеллекта;

2) развитие эмоциональной сферы;

3) развитие уверенности в себе и самоприятия;

4) развитие позитивного отношения к миру и принятие других и пр.

При рассмотрении последнего вопроса желательно акцентировать внимание на тенденции последних лет в развитии среднего и высшего образования в Украине и в Крыму. Необходимо учесть многонациональность Украины и культурологические особенности в социализации вообще и в образовательных процессах, в частности.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Перечислите основные функции образования.

2.  В чем заключается продуктивная цель образования?

3.  Почему учение является социокультурной деятельностью?

4.  Назовите отечественных педагогов, внесших существенный вклад  в развитие теории обучения и воспитания.

5.  Какие изменения в методах обучения произошли в связи с использованием новых информационных технологий.

Литература:

1. Астахова В.И. Высшая школа Украины. – Харьков: Знание. 1992.

2. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. – М.: Высшая школа. 1988.

3. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование

4. Высшая школа: испытание рынком. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

5. Государственная национальная программа. Образование. Украина XXI век. – К.:, 1994

6. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование и демократия. // Социально-гуманитарные знания. 2005.№1

7.  Зияев А.В., Каратеева А.Ю. Новые инициативы США в области образования // Социально-гуманитарные знания. 2001. №5.

8. Ивахненко Г.А., Голиусова Ю.В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // Социс. 2002. №9.

9. Козырев Г.И. конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе. // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2.

10.  Навроцкий А.И. Инновационные процессы в высшей школе Украины // Современное общество.– Харьков. – 1993. №1.