8. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. 2001. №6.
9. Кудрявцев В.Н. Исследовательская проблема – социальные отношения //Социс, 1993, № 2
10. Левин Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен. // Социс. 1997. №4
11. Осинский И.И. Бездомные – социальное дно общества. // Социс. 2003. №1
12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. «Личность и деформация ее «Ядра» при девиантном поведении». – СПб.: «Питер», 1999. с. 43-47.
13. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. – М.: Феникс. 1994.
14. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Г.В. Осипов и др. гл. VII Механизм социального контроля.– М.: Аспект-Пресс, 1996.
15. Черкасова Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике //Социс, 2004, № 3
Тема 8: Социология образования
План:
1. Образование как вид культурной деятельности.
2. Социализация личности в процессе обучения.
3. Структура образования в Украине и Крыму.
Методические рекомендации:
Образование – это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и потребления знаний и социального опыта. Образование сводится к системе воспитательных и учебных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.
Образовательные системы имеют свою структуру, включающую взаимодействие различных элементов, направлены на достижение единой цели – обучение, воспитание и развитие личности.
Развитие личности предполагает не только образовательный, но и личностный компонент, т.е. это не только передача знаний. Школьное и ВУЗовское образование должно включать:
1) развитие интеллекта;
2) развитие эмоциональной сферы;
3) развитие уверенности в себе и самоприятия;
4) развитие позитивного отношения к миру и принятие других и пр.
При рассмотрении последнего вопроса желательно акцентировать внимание на тенденции последних лет в развитии среднего и высшего образования в Украине и в Крыму. Необходимо учесть многонациональность Украины и культурологические особенности в социализации вообще и в образовательных процессах, в частности.
Вопросы для самоконтроля.
1. Перечислите основные функции образования.
2. В чем заключается продуктивная цель образования?
3. Почему учение является социокультурной деятельностью?
4. Назовите отечественных педагогов, внесших существенный вклад в развитие теории обучения и воспитания.
5. Какие изменения в методах обучения произошли в связи с использованием новых информационных технологий.
Литература:
1. Астахова В.И. Высшая школа Украины. – Харьков: Знание. 1992.
2. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. – М.: Высшая школа. 1988.
3. Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование
4. Высшая школа: испытание рынком. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
5. Государственная национальная программа. Образование. Украина XXI век. – К.:, 1994
6. Девятова С.В., Купцов В.И. Культура, образование и демократия. // Социально-гуманитарные знания. 2005.№1
7. Зияев А.В., Каратеева А.Ю. Новые инициативы США в области образования // Социально-гуманитарные знания. 2001. №5.
8. Ивахненко Г.А., Голиусова Ю.В. Студенты об инновациях в системе высшего образования // Социс. 2002. №9.
9. Козырев Г.И. конфликтология. Конфликты в социально-педагогическом процессе. // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2.
10. Навроцкий А.И. Инновационные процессы в высшей школе Украины // Современное общество.– Харьков. – 1993. №1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.