При разработке отдельных моделей в рамках общей системы моделей необходимо определить круг тех вопросов, которые должны решаться с помощью той или иной модели. Например, при оптимизации производственной программы народного хозяйства требуется установить, по какой номенклатуре продукции объемы производства должны рассчитываться в модели верхнего уровня (укрупненной модели народного хозяйства), по какой — в моделях межотраслевых комплексов, в моделях отдельных отраслей и т.д.; необходимо также установить, какие плановые производственные задания должны передаваться нижестоящим звеньям и поступать от вышестоящих звеньев. Аналогичная проблема "разделения труда" между разными моделями возникает при оптимизации пространственной структуры народного хозяйства: распределение круга плановых задач между моделями сводного территориального планирования, моделями крупных регионов, моделями территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и т.п.
Согласование решений в системе моделей. Решения, получаемые изолированно для отдельных подсистем, как правило, несовместимы. Это выражается в несоответствии "входов" и "выходов" взаимосвязанных моделей, в невыполнении общесистемных ограничений при объединении решений подсистем. Но даже если решения подсистем в совокупности образуют допустимый план, то крайне маловероятно, что полученный таким путем народнохозяйственный план будет оптимальным. Сущность проблемы согласования моделей состоит в том, чтобы путем изменения их "входов" и "выходов" получить сочетание (композицию) решений подсистем, дающее, по крайней мере, сбалансированное решение для всей системы. В реальном процессе функционирования социалистической экономики согласование ее отдельных частей осуществляется двумя способами: непосредственным планированием хозяйственной деятельности (установление плановых заданий по объемам производства, объемам выделяемых ресурсов, объемам сбыта продукции и т.д.) и экономическим регулированием на основе планомерного использования ценностных регуляторов и механизмов договорных отношений. Схемы согласования решений в системе моделей, как правило, имитируют важнейшие черты реальных механизмов управления экономической системой.
Система моделей народного хозяйства включает, как минимум, четыре основных блока: А — блок моделей верхнего уровня (народнохозяйственные модели и модели отдельных функциональных подсистем народного хозяйства), В — блок моделей отраслевых систем (многоотраслевых комплексов, отраслей, подотраслей), С - блок региональных моделей (союзных республик и экономических районов, административных территориальных единиц, территориально-производственных комплексов и т.п.), D- блок моделей предприятий и объединений. Общая структура системы моделей с основными информационными связями ("входами" и "выходами") представлена на рис. 14.1.
Рис. 14.1. Структура системы моделей
Каждый блок системы может включать не только модели разных объектов (например, конкретной отраслевой системы или определенного района), но и разные модели для одного и того же объекта. Особо сложную структуру имеет блок А, объединяющий разноаспектные народнохозяйственные модели (точечные и пространственные, агрегированные и детализированные, для различных сроков планирования и т.д.) и специальные модели функциональных подсистем народнохозяйственного планирования и прогнозирования (научно-технического прогресса, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, уровня жизни и т.п.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.