Другим типичным примером комплекса моделей, организованного по типу "верх — низ", является взаимосвязанное функционирование моделей планирования и моделей выполнения плана. Для разработки реалистичных вариантов развития экономического объекта недостаточно научиться строить модели планирования. Применяется особый класс моделей — моделиреализацииплана, которые описывают собственно функционирование планируемого объекта, например последовательность актов производства, распределения и потребления продукции, этапы движения населения и формирования трудовых ресурсов и т.д. Модели реализации плана имеют, как правило, дескриптивный характер и принадлежат к классу имитационных моделей. Хорошо учитывая прошлые тенденции и описывая внутренние условия развития объекта, эти модели требуют внешнего определения целевых установок: плановых показателей развития, экономических нормативов и т.д. Такого рода информацию обеспечивают нормативные модели планирования.
Комплексы моделей, организованные по типу "низ - верх", менее распространены, хотя существует целый ряд задач планирования, для которых проведение расчетов по этой схеме оказывается эффективнее других схем согласования решений. Например, модели нижнего уровня приспосабливаются для генерирования множества вариантов развития соответствующих подсистем (идея аппроксимационного подхода), а на втором этапе эти варианты включаются в модель верхнего уровня. Примером использования схемы "низ — верх" является методика оценки крупных региональных проектов с использованием модельного комплекса СИРЕНА (см. гл. 17).
Можно отметить основные методические трудности организации прикладных расчетов по схеме "низ — верх". Первая из них (как и в случае применения схемы "верх - низ") — это установление предельных масштабов оцениваемых подсистем, которые еще допускают односторонний тип связей. Вторая трудность состоит в том, что на выбор альтернативных вариантов развития выделенных подсистем может влиять регулярная ошибка, обусловленная различием методик прогнозирования экзогенных параметров модели верхнего уровня и расчета сводных вариантов развития подсистемы, полученных из моделей нижнего уровня.
Особым случаем проблемы согласования решений является совместное использование разнотипных моделей одного объекта — нормативных, эконометрических, имитационных и т.п. Эти модели могут различаться также акцентами в изучении объекта, привлекаемой информацией. Согласование таких моделей не является "классическим"; точнее говорить о необходимости их совместимости, взаимодополняемости, непротиворечивости. Это достигается взаимным контролем и коррекцией исходных предпосылок, условий моделей, управляющих параметров, промежуточных решений.
14.4. Аспекты исследований по системному моделированию
Системное моделирование народного хозяйства включает все аспекты экономических исследований и форм их обеспечения.
Теоретические исследования. Постановка проблемы моделирования народного хозяйства как многоуровневой системы выдвигает ряд сложных теоретических задач: принципы выделения экономических подсистем и механизмы их взаимодействия (в том числе соотношение централизованного управления и экономической самостоятельности), согласование народнохозяйственных и локальных интересов и их выражение в формализованных критериях оптимальности, методы построения экономических и социальных регуляторов и т.д. При многоуровневом моделировании народного хозяйства многие классические результаты математико-экономического анализа оказываются недостаточными, требуют переосмысливания, обобщения, корректировок.
В рамках декомпозиционного подхода главное внимание в теоретических исследованиях уделяется доказательствам условий, при которых сочетание локальных оптимумов дает глобальный оптимум (теоремы локализации), нахождение регуляторов, помогающих такому выбору локально-оптимальных решений, композиция которых давала бы глобальный оптимальный план (см. гл. 15).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.