Историческое развитие взглядов на процесс взаимодействия общества и окружающей природной среды, страница 9

С платежами за загрязнение тесно связаны проблемы формирования экологических фондов (ЭФ) как одного из основных источников финансового обеспечения природоохранной деятельности.

Плата за загрязнение является одним из двух основных подходов к экономическому регулированию природоохранной деятельности. Один из них основан на сформировании особого рынка разрешении на загрязнение. В этом случае "центр" устанавливает социально приемлемый уровень загрязнения в пределах рассматриваемой территории, а вклад каждого загрязнителя в допустимый уровень загрязнения определяется путем свободной взаимовыгодной торговли квотами на загрязнение между предприятиями-загрязнителями. Эффективность такой торговли обусловлена объективно существующими различиями в затратах предприятий на снижение выбросов одноименных загрязнителей.

Новые условия функционирования экономики требовали и иных механизмов обеспечения экологической безопасности. Идея заключалась в том, чтобы, используя классические принципы теории страхования, разработать систему распределения от­ветственности по вероятностным рискам загрязнения окружающей среды и, ак­кумулируя временно свободные средства страхователей, создать дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Параллельно решалась задача компенсации убытков, причиняемых аварийным загрязнением окружающей среды реципиентам.

В период перехода к рынку эффективность платежей за загрязнение во многом зависит от создания конкурентной среды. В настоящее время рынки энергетической, нефтехимической и других загрязняющих отраслей промышленности высокомонополизированы производителями, поэтому бремя платежей за загрязнение легко пере­ложить на плечи потребителей. Будущая эффективность системы платежей для обеспечения принципа "платит загрязнитель" зависит также от способности системы экологического законодательства и регулирования следить за исполнением законов и от эффективности общей политики налогообложения.

Экологизация налоговой системы не может быть осуществлена в виде едино­временной налоговой реформы; она возможна лишь в рамках реализации долгосрочной государственной программы с опережающим научным обеспечением осуществляемых реформ. Переход к преимущественному налогообложению природно-ресурсного потенциала не сводится лишь к изменению налогового законодательства, регулирования и контроля. Он требует глубоких институциональных преобразований, связанных с изменением социальных приоритетов и перераспределением прав присвое­ния рентных доходов от природопользования.

Общество, постоянно ухудшая окружающую среду, накапли­вает долг перед природой. И желательно никогда не забывать, что если взять за основу состояние окружающей среды, когда оно характеризуется способностью к полному ее восстановлению, то изменение этого состояния обусловлено в основном развитием хозяйственной деятельности.


Приложение.


Литература:

1.  Блехцин И.Я., Минеев В.А. Производительные силы СССР и окружающая среда (проблемы и опыт исследования). – М.: Мысль, 1981.

2.  Гусев А.А. Экономика природопользования: от прошлого к настоящему и будущему (научное наследие К.Г.Гофмана)//Экономика и мат.методы, 1995.

3.  Загоруйко И.А., Федоров В.Н. Пределы экономического развития и их вероятные следствия//Вестник Московского университета, 1993.

4.  Лиманова Е.Г. Экономика и экология Учебно-методическое пособие для учителей средних образовательных школ. – Новосибирск: ЭФ НГУ, 1998.

5.  Мкртчан Г.М. Методы оценки эффективности освоения природных ресурсов. – Новосибирск: Наука, 1984.

6.  Низ А. Экономика и окружающая среда. – М.: Экономика, 1981.

7.  Олдак П.Г. Общественное производство и окружающая среда. – Новосибирск, 1978.

8.  Олдак П.Г. Современное производство и окружающая среда. – Новосибирск, 1979.

9.  Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990.