НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Методические указания и задания к курсовой работе
по дисциплине “Электропривод” для студентов
очного обучения по специальности 110302
НОВОСИБИРСК – 2006
Электропривод: Методические указания и задания к курсовой работе /Новосиб. гос. аграр. ун-т; Сост.: доцент, кандидат технических наук В.Л. Основич. - Новосибирск, 2006. - 14 с.
Предназначены для студентов Инженерного института очного обучения специальности 110302
Рецензент: профессор кафедры электропривода Новосибирского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор Г.Я. Иванов
© Новосибирский государственный аграрный университет, 2006
Задание состоит из десяти вариантов, каждый из которых состоит из пяти вопросов.
Первые вопросы всех вариантов предусматривают построение естественных и искусственных механических или скоростных характеристик двигателей постоянного тока или асинхронных двигателей.
Для двигателя постоянного тока независимого возбуждения механические и скоростные характеристики w=f(M) и w=f(Iя), являются прямыми линиями. Для их построения достаточно знать две точки в прямоугольной системе координат.
Естественную механическую и скоростную характеристику (рис.1) можно построить по точкам с координатами :
1) w=wн и М=Мн (механическая) или I=Iн (скоростная)
2) w=wо; и М=0 (механическая) или I=0 (скоростная)
где wн -номинальная угловая скорость, рад/с
, (1)
Мн - номинальный момент, Нм,
, (2)
где Рн - номинальная мощность, кВт;
wо - угловая скорость идеального холостого хода, рад/с,
, (3)
Если внутреннее сопротивление двигателя гд не задано, то его ориентировочно определяют по выражению:
, (4)
Искусственную характеристику можно построить по точкам с координатами:
1) w=wо и М=0 (механическая) или I=0 (скоростная
2) w=wи и М (механическая) или I (скоростная)
где wи - угловая скорость на искусственной характеристике, соответствующая произвольному значению момента - М, рад/с или тока - I
, (5)
где R- полное сопротивление якорной цепи, Ом.
R=(rд+RД) , (6)
где Rд - добавочное сопротивление в якорной цепи двигателя, Ом.
Рис.1
Естественную механическую и скоростную характеристику двигателя постоянного тока последовательного возбуждения строят по данным универсальных характеристик, которые в табличной форме имеют следующий вид:
ω* |
1,6 |
1,1 |
0,8 |
0,65 |
0,5 |
M* |
0,3 |
0,75 |
1,2 |
2,0 |
3,2 |
I* |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
Здесь все величины выражаются в относительных единицах. Подобную форму выражения величин используют при расчете характеристик и сопротивлений двигателей как постоянного, так и переменного тока.
Относительные единицы служат для выражения основных размерных величин безразмерными числами, что оказывается целесообразным при расчете пусковых реостатов.
Относительные числа обозначаются так же, как и размерные, но им присваивается
индекс *.
При расчете относительных величин за базовое значение берется номинальное значение величины. Исключение составляет угловая скорость, при расчете относительного значения которой за базовое значение берется угловая скорость идеального холостого хода:
1) относительный ток
, (7)
где I - текущее значение тока, А;
Iн - номинальное значение тока, А.
2) относительный момент
, (8)
где М - текущее значение момента, Нм;
Мн - номинальное значение момента, Нм.
3) относительное сопротивление
, (9)
где R - текущее значение сопротивления, Ом;
Rн- номинальное значение сопротивления, Ом.
- для двигателей постоянного тока
, (10)
- для асинхронных двигателей с фазным ротором
, (11)
где Е2н, - номинальное значение линейной ЭДС в роторе, В;
I2н - номинальный фазный ток в роторе, А.
4) относительная угловая скорость
для двигателей параллельного и независимого возбуждения:
, (12)
для двигателей последовательного и смешанного возбуждения:
, (13)
Построение естественной механической или скоростной характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения производится табличным методом (таблица 1).
Таблица 1
Естественная характеристика |
Искусственная |
|||||||
I,А |
I* |
w* |
w,рад/с |
М* |
М,Нм |
Ее,В |
Еu,В |
wu, рад/с |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Последовательность решения:
1.1 Задаются значениями тока в якорной цепи (от минимального 0,4 Iн до максимального 2 Iн ) и эти значения вносят в графу 1 таблицы 1.
1.2 От размерных значений токов переходят к относительным значениям по формуле 7 и заполняют графу 2 таблицы 1.
1.3 Пользуясь универсальными кривыми, по относительным значениям I* находят относительные значения угловых скоростей w* и заполняют графу 3 таблицы 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.