АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
I. Понятие, признаки и структура АПС ФЛ.
Административно-правовой статус физических лиц (АПС ФЛ) – это определенное нормами административного права правовое положение ФЛ по отношению к иным субъектам права в административных правоотношениях.
Под физическими лицами понимаются:
Граждане РФ;
Иностранные граждане;
Апатриды (лица без гражданства);
АПС является одним из видов отраслевых правовых статусов и производен от базового для всех отраслевых конституционно-правового статуса физического лица.
От иных видов правовых статусов АПС отличается по следующим признакам:
1. Урегулирован административно-правовыми нормами.
2. Имеет юридическое и социальное значение только в административных правоотношениях.
3. Производен от конституционно-правового статуса ФЛ, детализирует и конкретизирует его.
Юридическое содержание АПС ФЛ определяется юридическим содержанием его элементов. К ним относится:
1. Общие и специальные административные права.
2. Общие и специальные административные обязанности.
3. Административные гарантии прав граждан.
4. Административное ограничение прав граждан.
5. Ответственность ФЛ в административно-правовой сфере.
В зависимости от юридического наполнения каждого из элементов все АПС делятся на:
1. Общий АПС – установленное нормами административного и конституционного права базовое правовое положение ФЛ в административных правоотношениях. Распространяется на всех ФЛ.
2. Специальные АПС – установленное нормами административного права правовое положение отдельных категорий ФЛ в административных правоотношениях. Подразумевает наличие специальных административных прав, обязанностей, видов и порядка ответственности и т.д. Например, специальными АПС обладают водители, студенты, государственные и муниципальные служащие, судьи, судебные приставы-исполнители и т.д. Специальные АПС в большинстве своем временны.
II. Административная правосубъектность.
Необходимым условием наличия у ФЛ АПС является обладание его административной правосубъектностью. Это собирательная правовая категория, которая включает в себя следующие категории:
1. Административная правоспособность.
2. Административная дееспособность.
3. Административная деликтоспособность.
Наравне с АПС административная правосубъетность делится на 2 вида: общая и специальная. Общая необходима для наделения лица общим АПС, специальная же позволяет иметь и реализовывать специальные права, обязанности и гарантии, а также позволяет подвергать лицо специальным видам ответственности. Специальная административная правосубъектность возникает в момент наделения лица специальным АПС и прекращается одновременно со специальным АПС.
Административная правоспособность ФЛ – это потенциальная способность ФЛ иметь административные права и обязанности. Возникает в момент рождения и прекращается в момент смерти ФЛ.
Административная дееспособность – это способность ФЛ своими активными действиями реализовывать административные права и обязанности. Частично появляется в возрасте 6-7 лет, когда ФЛ поступает в школу и способно по уровню своего развития активно реализовывать свое право и одновременно обязанность на получение образования. Моментом наделения полной дееспособностью считается достижение ФЛ совершеннолетия. Моменты окончания дееспособности растянуты во времени. Например, ФЛ теряет возможность поступления на государственную службу в момент достижения обозначенного в законе предельного возраста. Также административная дееспособность может быть ограничена решением суда либо законом к определенным категориям граждан. Например, лишения ряда административных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Административная деликоспособность – это способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере. Возраст приобретения – 16 лет. Существуют некоторые ограничения и особенности административной деликтоспособности отдельных категорий ФЛ, однако это является следствием наделения их специальным АПС (госслужащие, инвалиды, беременные женщины, несовершеннолетние, индивидуальные предприниматели и т.д.)
III. Общие и специальные административные права и обязанности.
Теория государства и права выделяет два понятия термина «право»:
1. В объективном смысле – это система правовых норм, регулирующих определенную группу правоотношений.
2. В субъективном смысле – это установленная нормами права мера возможного поведения лица.
В качестве элемента АПС нас интересует именно субъективное административное право ФЛ.
Общие субъективные административные права принадлежат всем ФЛ вне зависимости от статута. Такие права закреплены, прежде всего, в Конституции РФ. К ним относятся: право на получение в порядке конкурса высшего профессионального образования, право на равный доступ к поступлению на государственную службу, право на обращение в органы публичной власти и т.д.
Специальными правами наделяются ФЛ в зависимости от статута. Например, специальными правами наделены сотрудники милиции, МЧС, водители, студенты, преподаватели и т.д. Специальные административные права закреплены в нормах административного законодательства отраслевых нормативных правовых актов (ФЗ «О милиции», ФЗ «О государственной гражданской службе», Правила дорожного движения, Правила торговли и т.д.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.