Общество: устройство и развитие

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Содержание работы

                       Лекция 8. Общество: устройство и развитие

6.1. Этапы развития социально-философской мысли

К сожалению, несмотря на все достижения последних столетий, несмотря на расшифровку генетического кода, освоение энергии атома, разгром фашизма и крах коммунистических режимов, человечеству пока не удается покончить с насилием, войнами, несправедливостью. Сохраняется социальный АНТАГОНИЗМ, то есть взаимная неприязнь, непримиримая враждебность людей друг другу, точнее взаимная враждебность больших групп людей, обусловленная их объективным положением в социальной системе, например, в системе общественного производства, в системе планетарной экономики или, возможно в каком-то другом отношении, существенном с точки зрения устройства мирового сообщества (а не личными симпатиями и антипатиями). В чем же причины социального антагонизма?

Антагонизм неразрывно связан с НЕРАВЕНСТВОМ. Хотя, казалось бы, враждебные отношения часто складываются как раз между теми, кто похож, как две капли воды (например, между вождями большевизма, безжалостно уничтожавшими друг друга в борьбе за власть, или между крестьянами, ввергнутыми этими вождями в пучину голода и взаимных доносов), враждебность эта предполагает объективную возможность неравенства (в том или ином отношении), связана либо со стремлением каждого из конкурентов к превосходству, либо с тем, что равенство навязано неравным по своим способностям (и потребностям) индивидам насильственно. Проблема неравенства распадается на несколько взаимосвязанных вопросов.

1) В чем проявляется неравенство?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что всегда подразумевается равенство в определенном отношении. Например, можно говорить о равенстве неравных по своим потребностям и способностям индивидов перед законом, то есть о равенстве в правах. Но, во-первых, реализовать права часто труднее, чем их получить. Во-вторых, идеал равенства в правах имеет лишь относительную ценность, поскольку оно призвано обеспечить некоторое более глубокое равенство людей, а именно равенство возможностей. И для того, чтобы возможности больного человека сравнялись с возможностями здоровых людей, он должен обладать некоторыми дополнительными правами (например, правом на получение помощи со стороны общества). В течение всей своей жизни каждый не только реализует стартовые возможности, но и обретает новые, в результате чего постоянно возникают предпосылки для углубления неравенства. Однако непрерывная компенсация этого неравенства со стороны общества также ведет к обострению социальных противоречий, поскольку положение способного, честного, трудолюбивого гражданина существенно не отличается от положения того, чей вклад в сохранение общества значительно скромнее.

Обычно неравенство биологическое (некто обладает абсолютным музыкальным слухом) противополагают неравенству социальному (к управлению государством допускаются только те, кто обладает абсолютным музыкальным слухом), а неравенство, свзанное с унаследованными признаками (включая и врожденные биологические, физические, психические свойства, и сословные права, и просто принадлежность к уважаемой фамилии) - неравенству, связанному с приобретенными признаками. Речь может идти о неравном распределении материальных богатств, политической власти, общественного влияния (эти три параметра совпадают лишь отчасти).

2) Как формы неравенства связаны между собой?

Нередко биологические различия становятся фактором социального неравенства, например, черный цвет кожи в белом расистском обществе. А по мнению представительниц феминистической мысли, неравенство (социальное) между полами служит основой всех прочих форм социального неравенства. На самом деле, физические и интеллектуальные способности (а значит, и нравственные качества) представителей разных рас, популяций, полов, возрастов биологически равноценны (хотя и не могут быть одинаковыми). Истинное биологическое неравенство касается не расовых или половых различий, а, скорее, состояния здоровья. Впрочем, даже если бы природные качества не были бы биологически равноценными, это не могло бы - с точки зрения современных научных, моральных, политических теорий - рассматриваться в качестве основания для неравноценности социальной (так, убийство умственно неполноценного или умирающего человека является не меньшим преступлением и грехом, чем убийство человека здорового и молодого).

Похожие материалы

Информация о работе