Практика, труд, производство - специфически человеческий способ отношения к миру. Практически-преобразовательную деятельность человека отличает от приспособительного поведения животных ряд особенностей:
а) изготовление и использование орудий труда;
б) постановка целей, осознанность действий;
в) языковое общение между членами коллектива;
г) общественный характер (см. Раздел 4).
Люди не присваивают дары природы, а производят всё необходимое для жизни определенным способом. Поэтому осваиваемую природу, орудия труда и самого человека трактуют как производительные силы, а весь способ бытия человека - как общественное производство.
В структуре общественного производства выделяют разные срезы:
- производство средств к жизни и производство самого человека (последнее, в свою очередь, включает производство человека как биологического индивида, деторождение, и производство человека как индивида социального, воспитание);
- производство вещей и производство идей;
- собственно производство и потребление (потребление и сырья, и продуктов труда, и способностей самого человека).
Важнейшим срезом общественного производства является производство средств к жизни, или просто “материальное производство” (в узком смысле слова).
Итак, производительными силами называется вся система элементов, посредством которых осуществляется обмен веществ между человеком и природой в процессе общественного производства. В этой системе ясно различимы два элемента: человек (функционирующая рабочая сила) и средства производства. Когда о человеке говорится как о рабочей силе, то имеются в виду следующие моменты:
а) биологические, физиологические, психические данные; способности, потребности, состояние здоровья;
б) уровень общего образования;
в) характер и уровень специального образования;
г) культура труда (отношение к трудовой деятельности обусловлено и воспитанием, и спонтанно сложившимися привычками, обусловлено и религиозными, и нравственными взглядами, то есть мировоззрением личности в целом; культура труда включает, не только отношение собственно к производственным обязанностям, но и, например, умение работать в коллективе);
д) групповые показатели рабочей силы (то есть характеристики, приложимые не к отдельному индивиду, а именно к группе участников производства: численность, мобильность, сплоченность, взаимозаменимость, сложность, то есть степень разделения функций и т.д.).
Средства производства включают в себя два элемента: предмет труда (сырье, то, на что действует человек) и средства труда (то, посредством чего человек производит). Средства труда, в свою очередь, включают в себя также два элемента: собственно орудия труда (искусственно созданные предметы, которым человек непосредственно воздействует на предмет труда) и разнообразные предметные условия производства (источники энергии, коммуникационные линии от транспортных путей до линий связи, производственные помещения, транспорт, то есть всё то, что необходимо для производственного процесса, но в число орудий труда не входит). Классификация орудий труда и их соотношение с предметными условиями производства составляет сложную теоретическую проблему (некоторые исследователи говорят, например, о “безорудийном производстве”).
Исторически сложившийся способ соединения различных элементов производительных сил, прежде всего, человека и техники (то есть всех искусственно созданных средств проризводства), получил наименование технологического способа производства.
Технологические способы производства классифицируются по нескольким основаниям.
1) По материалу, из которого изготовлены основные орудия труда: способ производства каменного века, способ производства железного века, способ производства синтетического века.
2) По предмету труда и, соответственно, по основному виду деятельности: охота и собирательство, скотоводство и земледелие (вместе с сопутствующим им ремесленным производством), промышленность, научно-информационное общество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.