Формы общественного сознания (или формы духовной культуры, формы духовной деятельности) различаются, во-первых, по предмету познавательной, духовной деятельности (так, науку интересуют законы природы, а мораль - межличностные отношения); и, во-вторых, соответственно, по способу деятельности, собственно по форме организации своего содержания. В науке в качестве такой формы выступает теория, в искусстве - художественный образ, в сфере морали - норма, императив. Основными формообразующими категориями в науке являются истина и заблуждение, в искусстве - прекрасное и безобразное, в моральном сознании - добро и зло (должное и недолжное), в религии - священное и мирское (сверхъестественное и естественное), в правосознании - законность, справедливость, право.
Кроме того, с точки зрения социологического и историко-генетического подходов, формы общественного сознания различаются по конкретно-историческим особенностям возникновения и развития, по функциям, выполняемым в обществе, по носителю, по степени удаленности от общественного бытия (так, политическое сознание непосредственно отражает характер господствующих в данном обществе производственно-экономических отношений, а мораль или, тем более, искусство - лишь косвенно).
Политические сознание - совокупность взглядов на политическое устройство общества, на отношения между большими группами людей (между классами, между народами, между государствами, а, по мнению представительниц феминистической мысли, даже между полами и возрастными группами) по поводу власти.
Правосознание - совокупность правовых представлений (право - совокупность общеобязательных норм и отношений, охраняемых силой государства).
Мораль - совокупность взглядов, норм, направленных на формирование и укрепление определенных нравственных качеств, на согласование поступков человека с достоинством и интересами других людей.
Религия - совокупность взглядов, которые основываются на вере в существование сверхъестественного, священного (хотя, конечно, религия включает не только определенные взгляды, но и культовые действия).
Политика, право, мораль, религия являются частями единого механизма ценностно-нормативной регуляции и направлены на поддержание определенного порядка в отношениях между людьми (на установление определенных границ самореализации человека). Тем не менее, между ними есть существенные различия. Так, моральные нормы отличаются от норм правовых следующими особенностями:
а) не являются детально разработанными и точными, однако благодаря этому
б) оказываются более гибкими, проникают глубоко в структуру человеческих взаимоотношений;
в) распространяются на отношения, не регулируемые специальными организациями;
г) предусматривают санкции в форме порицания, осуждения, оценки, но не в форме материально-действенного наказания (штраф, тюремное заключение, казнь);
д) обращены не только к поступкам, но и к внутреннему миру человека;
е) обладают более широким диапазоном, иными словами, люди оценивают право с точки зрения морали, но бессмысленно оценивать мораль с точки зрения правосознания.
По ходу истории роль общественного сознания, очевидно,
возрастает. С одной стороны, оно обогащается знаниями, информацией; с другой,-
всё более активно воздействует на общественное бытие, становится всё более
действенным фактором общественного развития. И всё же, пока это развитие в
целом носит стихийный характер: рекомендации ученых и мнение граждан далеко не
всегда учитываются теми, кто непосредственно распоряжается общечеловеческими
(планетарными) ресурсами, при принятии стратегических решений.
Вопросы для самоконтроля к pазделу 6
1) Проследите основные этапы развития социально-философской мысли. Охарактеризуйте каждый из этапов в отлельности и продемонстрируйте их преемственность.
2) Как совмещается существование исторической необходимости с фактом свободной деятельности людей?
3) В чем заключается материалистическое понимание истории и в чем идеалистическое? Что такое историзм?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.