Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт цветных металлов и материаловедения
Кафедра автоматизации производственных процессов
ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1
Вариант 2
Преподаватель Г.Б. Даныкина
Студент МФ 07-08 И.В. Большаков
Красноярск 2011
Цель работы: изучить методы решения задач линейного программирования; приобрести навыки разработки моделей линейного программирования и решения задач на ЭВМ.
Исходные данные для выполнения работы приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные
| Вариант | Критерий | Ограничения | 
| 2 | –2·x1 + 3·x2 → max | x1 + 2·x2 ≤ 12 3·x1 + 2·x2 ≥ 8 –2·x1 + x2 ≥ –8 | 
1 Решение графическим методом
Выразим x2 из условий ограничений:
1) x1 + 2·x2 ≤ 12 2) 3·x1 + 2·x2 ≥ 8 3) –2·x1 + x2 ≥ –8
x2 = 6 – 0,5·x x2 = 4 – 1,5·x1 x2 = 2·x1 – 8
Задаваясь значениями x1 построим графики ограничений (рисунок 1)
| x1 | 0 | 12 | x1 | 0 | 2 | x1 | 4 | 8 | ||
| x2 | 6 | 0 | x2 | 4 | 1 | x2 | 0 | 8 | 
Построим график целевой функции G (рисунок 1) и определим ее градиент. Для этого приравняем выражение x1 + 3·x2 к константе и выразим x2.
–2·x1 + 3·x2 = 0,

| x1 | 0 | 9 | 
| x2 | 0 | 6 | 

Рисунок 1 – Допустимая область задачи
Сместим прямую в точку пересечения графиков (1) и оси х2 согласно направлению вектора. Полученная точка с координатами х1 = 0 и х2 = 6 будет оптимальным решением данной задачи. Значение целевой функции в данной точке равно
G = –2·x1 + 3·x2,
G = 0 + 3·6,
G = 18.
2 Решение симплекс – методом линейного программирования
Приведем задачу к канонической форме: минимизировать функцию
G = 2·x1 – 3·x2
при следующих ограничениях:


Начальное базисное решение представлено в таблице 2
Таблица 2 – Начальное базисное решение
| Базисные переменные | Постоянные | |||||
| х1 х2 х3 х4 х5 | ||||||
| х3 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 12 | 
| х4 | 3 | 2 | 0 | -1 | 0 | 8 | 
| х5 | 2 | -1 | 0 | 0 | 1 | 8 | 
| 
 | 2 | -3 | 0 | 0 | 0 | G = 0 | 
Так как относительная оценка c2 отрицательна, необходимо перейти к смежному базисному решению. В качестве новой базисной переменной принимаем x2, поскольку эта небазисная переменная имеет наибольшую (по модулю) относительную оценку.

Минимальное отношение достигается в уравнении, содержащем базисную переменную x4, т.е. она первой среди базисных переменных обратится в ноль, и поэтому выводится из базиса. В результате базисными переменными становятся x3, x2 и x5. Смежное базисное решение представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Смежное базисное решение
| Базисные переменные | Постоянные | |||||
| х1 х2 х3 х4 х5 | ||||||
| х3 | -2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 
| х2 | 1,5 | 1 | 0 | -0,5 | 0 | 4 | 
| х5 | 3,5 | 0 | 0 | -0,5 | 1 | 12 | 
| 
 | 6,5 | 0 | 0 | -1,5 | 0 | G = -12 | 
Относительная оценка c4 отрицательна, значит оптимальное решение еще не достигнуто. Для продолжения поиска определяем ведущую переменную.

Минимальное отношение достигается в уравнении, содержащем базисную переменную x3, т.е. она первой среди базисных переменных обратится в нуль, и поэтому выводится из базиса. В результате базисными переменными становятся x4, x2 и x5. Второе смежное базисное решение представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Второе смежное базисное решение
| Базисные переменные | Постоянные | |||||
| х1 х2 х3 х4 х5 | ||||||
| х4 | -2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 4 | 
| х2 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0 | 0 | 6 | 
| х5 | 2,5 | 0 | 0,5 | 0 | 1 | 14 | 
| 
 | 3,5 | 0 | 1,5 | 0 | 0 | G = -18 | 
Относительные оценки все положительные, следовательно оптимальное решение достигнуто. При этом получены следующие значения: х1 = 0, х2 = 6, х3 = 0, х4 = 4, х5 = 14, G = -18.
3 Решение задачи линейного программирования в программе Microsoft Excel.
Расчетная таблица:

Поиск решения:

Параметры поиска решения:

Полученное оптимальное решение:

То есть: х1 = 0, х2 = 6 и G = 18.
Вывод: Изучили методы решения задач линейного программирования, результаты по всем 3-м способам совпали, следовательно, все шаги были выполнено верно и оптимальным решением данной задачи является значения х1 = 0, х2 = 6 и при этом критерий оптимальности G = 18.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.