Типы групп в организациях:
1. Бригада – группа людей постоянного состава, организованная на достаточно продолжительное время, с незначительными или существенными взаимосвязями между работникам, возглавляемая официально назначенным руководителем (менеджером, бригадиром).
Производственная бригада – каждый работник выполняет свою часть работы по заранее определенным процедурам и нормам.
Маркетинговая группа – проводит исследование рынка, работа творческая, работники должны часто встречаться, обмениваться информацией, планировать совместную работу.
2. Самоуправляемая (автономная) рабочая группа – группа специалистов различных квалификаций, не имеющая официально назначенного руководителя, сама выбирает себе лидера.
3. Проектная группа – создается временно для решения конкретной задачи (проектирование продукции, усовершенствование технологии и т.д.).
4. Комитеты, комиссии – создаются на постоянной основе или для решения определенной задачи, объединяют работников разных служб, которые собираются вместе по мере необходимости, их задача состоит в разработке рекомендаций для руководства организацией.
Бюджетный комитет – представители разных служб (транспорт, охрана, материально-техническое обеспечение, коммуникации, электрики, сантехники и т.д.) собираются несколько раз в год для принятия решений по формированию бюджета.
Комиссии по расследованию чрезвычайных ситуаций на предприятии (хищение, саботаж, крыша рухнула, пожар).
5. Неформальные группы – создаются по собственной воле, а не по решению организации, их интересы и поведение может оказывать сильное воздействие на организацию, способствуя или мешая достижению ее целей.
Понятие и принципы организационных структур управления
Организационные структуры управления – это совокупность звеньев организации, находящихся между собой во взаимосвязи и соподчинении и выполняющие различные управленческие функции.
Звено структуры управления – это отдельный элемент (человек) или отдел, выполняющие определенные функции. Количество звеньев определяется объемом и номенклатурой производства, сложностью технологического процесса, численностью работников, уровнем автоматизации труда менеджеров.
Связи между звеньями могут быть:
1) в зависимости от характера подчинения:
- вертикальные – подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим;
- горизонтальные – основанные на согласовании управленческих решений.
2) в зависимости от передаваемой информации:
- линейные – передача информации от руководителя к руководителю;
- функциональные – передача информации между специалистами по областям деятельности.
-соответствие структуры организации задачам производственной деятельности;
-четкое разделение труда внутри управленческого аппарата;
-сокращение многоступенчатости управления и приближение перспективного управления к оперативному;
-единство руководства всех ступеней управления.
Требования к организационным структурам:
-оперативность выполнения возложенных функций в установленные сроки;
-надежность структуры, т.е. передача достоверной информации;
-оптимальность, т.е. принятие рациональных управленческих решений;
-экономичность, т.е. выполнение управленческих функций с наименьшими затратами.
Существует два типа управления:
- иерархический ( исторически сформировался первым);
- органический.
Иерархические структуры управления
Основные черты иерархических (бюрократических) структур управления:
- порядок и трудовая дисциплина в коллективе;
- управление делится на уровни и ступени соподчинения, внутри которых имеется четкое разграничение полномочий;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.