Характеристика |
Авторитарный |
Демократический |
Принцип |
Руководитель=распорядитель Руководимый=подчиненный |
Руководитель=координатор Руководимый=партнер |
Авторитет |
По должности |
По работе |
Форма организации |
Детальная организация исполнения работы |
Общие организационные рамки исполнения работы |
Вид решения |
Единоличный |
Коллегиальный |
Вид распоряжения |
Приказ |
Просьба |
Делегирование |
Делегируются исполнительские задачи и ответственность за них |
Делегируется общая постановка задачи и общая ответственность |
Вид контроля |
Контроль исполнения |
Контроль результата |
В чистом виде приведенные стили руководства встречаются редко. На практике степень участия сотрудников в управлении может меняться на различных стадиях реализации решений.
· Ситуационный подход
Стиль управления эффективно сочетает стиль поведения и личностные качества руководителя, т.е. руководитель лидер должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.
Поведение руководителя можно классифицировать по двум параметрам: внимание к подчиненным и внимание к производственной деятельности. Блейк и Мутон построили управленческую решетку, включающую пять основных стилей управления:
«Забота о человеке» |
«Забота о производстве» |
|||||||||
9 |
Дом отдыха |
Команда |
||||||||
8 |
||||||||||
7 |
||||||||||
6 |
||||||||||
5 |
Средняя организация |
|||||||||
4 |
||||||||||
3 |
||||||||||
2 |
||||||||||
1 |
Мин.усилия руководителя |
Авторитет и подчинение |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.1 Минимальные усилия руководителя приводят к тому, что из страха потерять работу люди хоть что-то делают;
1.9 «Дом отдыха» - руководитель сосредоточен на человеческих отношениях, но не заботится о работе;
5.5 Средняя организация – руководитель достигает приемлемого качества работы и неплохого морального духа;
9.1 Авторитет и подчинение – руководитель очень заботится об эффективности работы, но не о нуждах подчиненных;
9.9 Команда - руководитель уделяет большое внимание и тому и другому фактору и добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации и выполняют работу максимально эффективно.
Виды разделения управленческого труда:
1) Функциональное разделение труда
2) Структурное разделение труда
3)Технологическое разделение труда
Функциональное разделение труда – разделение труда менеджеров по функциям управления (для крупных организаций):
Структурное разделение труда – вертикальное и горизонтальное разделение труда (повсеместно).
Горизонтальное разделение труда - это разделение труда по функциональным подсистемам.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления (на примере производства).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.