М – моделирование состояния объекта: сбор информации, разработка критериев оценки; диагностика причин, оказывающих влияние на проблему.
УР – разработка и принятие управленческих решений: отбор варианта решения проблемы на основе критериев эффективности и реализуемости и разработка программы для его реализации;
В – организация и контроль выполнения принятых решений.
Виды управленческих решений
В зависимости от количества участников в принятии решений:
· Индивидуальные;
· Индивидуальные с учетом мнения компетентных лиц;
· Групповые.
В зависимости от характера исходной информации решения принимаются:
· в условиях определенности, их меньшинство ( пример о трудоустройстве);
· в условиях риска, когда свершение будущих событий имеет вероятностный характер (замена линии производства, увеличение объемов производства на основе маркетинговых исследований);
· в условиях неопределенности – когда невозможно оценить вероятность свершения будущих событий (выход на рынок с новым товаром).
По методам принятия решений:
· Эвристические (основаны на опыте и интуиции руководителя);
· Алгоритмические (обоснованы с помощью специальных методов).
Принципы и методы управления
Первым кто сформулировал принципы управления был Анри Файоль в 1916 году:
· Единоначалие – работник выполняет распоряжения и отчитывается только перед одним начальником;
· Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством;
· Разделение труда, т.е. специализация работ;
· Ответственность за порученную работу;
· Вознаграждение персонала за качественный труд;
· Стабильность персонала, т.е. мотивация и стимулирование работников на долгосрочную работу на этом предприятии;
· Инициатива – поощрение творческих работников, предлагающих новые нестандартные решения;
· Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации;
· Компетентности (современный) – необходимости знания менеджером имеющейся системы управления на предприятии;
· Совершенствования (современный) – постоянного развития системы управления в соответствии с изменением объекта управления и внешней среды.
Методы управления
Существуют три подхода:
Системный подход (способ видения объекта или проблемы), т.е. предприятие – это сложная открытая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующая с окружающей средой
,
Комплексный подход – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности (знание инженерных дисциплин, экономики, маркетинга, менеджмента, логистики, финансов и т.д.).
Конкретно-исторический подход – каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание, рост, зрелость, завершение. Проблемы управления на этих стадиях различаются и существенно.
В период «Проектирования и создания» основная проблема: где взять деньги на реализацию этого проекта и как убедить инвесторов и кредиторов в целесообразности вложения средств.
В период «Роста» - проблема продвижения товара или услуги на рынке и отлаживания системы планирования и управления на предприятии.
В период «Зрелости» - проблема снижения издержек и получение максимальной прибыли (инвестиционные проекты по реконструкции, модернизации, повышения качества, изменения ассортимента и т.д.).
В период «Зрелости» - проблема перепродажи предприятия на пике максимального дохода или закрытия данного проекта, или модификации проекта.
Методы управления:
1. Экономико-математические;
2. Социологические;
Экономико-математические моделируют систему управления и делятся на 4 группы:
1. Аналитические – когда имеется аналитическая зависимость между входными и выходными параметрами решаемой задачи (пример: оценка экономической эффективности проекта, ТЭП работы предприятия);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.