Функции менеджмента. Технология разработки и принятия управленческих решений. Стили руководства, страница 2

Ммоделирование состояния объекта: сбор информации, разработка критериев оценки; диагностика причин, оказывающих влияние на проблему.

УР разработка и принятие управленческих решений: отбор варианта решения проблемы на основе критериев эффективности и реализуемости и разработка программы для его реализации;

В –  организация  и контроль выполнения принятых решений.

Виды управленческих решений

               В зависимости от количества участников в принятии решений:

·  Индивидуальные;

·  Индивидуальные с учетом мнения компетентных лиц;

·  Групповые.

В зависимости от характера исходной информации решения принимаются:

·   в условиях определенности, их меньшинство ( пример о трудоустройстве);

·  в условиях риска, когда свершение будущих событий имеет вероятностный характер (замена линии производства, увеличение объемов производства на основе маркетинговых исследований);

·  в условиях неопределенности – когда невозможно оценить вероятность свершения будущих событий (выход на рынок с новым товаром).

      По методам принятия решений:

·  Эвристические (основаны на опыте и интуиции руководителя);

·  Алгоритмические (обоснованы с помощью специальных методов).

Принципы и методы управления

Первым кто сформулировал принципы управления был Анри Файоль в 1916 году:

·  Единоначалие – работник выполняет распоряжения и отчитывается только перед одним начальником;

·  Дисциплина – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и  руководством;

·  Разделение труда, т.е. специализация работ;

·  Ответственность за порученную работу;

·   Вознаграждение персонала за качественный труд;

·  Стабильность персонала, т.е. мотивация и стимулирование работников на долгосрочную работу на этом предприятии;

·  Инициатива – поощрение творческих  работников, предлагающих новые нестандартные  решения;

·  Корпоративный дух – гармония интересов персонала и организации;

·  Компетентности (современный) – необходимости знания менеджером имеющейся системы управления на предприятии;

·  Совершенствования (современный) – постоянного развития системы управления в соответствии с изменением объекта управления и внешней среды.

Методы управления

Существуют три подхода:

Системный подход (способ видения объекта или проблемы), т.е.  предприятие – это сложная открытая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующая с окружающей средой

,

Комплексный подход – это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности (знание инженерных дисциплин, экономики, маркетинга, менеджмента, логистики, финансов и т.д.).

Конкретно-исторический подход – каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание, рост, зрелость, завершение. Проблемы управления на этих стадиях различаются и существенно.

В  период  «Проектирования и создания» основная проблема: где взять деньги на реализацию этого проекта и как убедить инвесторов и кредиторов в целесообразности вложения средств.

В период «Роста»  - проблема продвижения товара или услуги на рынке и отлаживания системы планирования и управления на предприятии.

В период «Зрелости» - проблема  снижения издержек и получение максимальной прибыли (инвестиционные проекты по реконструкции, модернизации, повышения качества, изменения ассортимента и т.д.).

В период «Зрелости» - проблема перепродажи предприятия  на пике максимального дохода или закрытия данного  проекта, или модификации проекта.

Методы управления:

1. Экономико-математические;

2. Социологические;

Экономико-математические  моделируют систему управления и делятся на 4 группы:

1.  Аналитические – когда имеется аналитическая зависимость между входными и выходными параметрами решаемой задачи (пример: оценка экономической эффективности проекта, ТЭП работы предприятия);