Функции менеджмента. Технология разработки и принятия управленческих решений. Стили руководства, страница 3

2.  Статистические – когда решения  принимаются на основе сбора, обработки и анализа большого объема ретроспективной (прошлой) информации. Математического программирования (линейного, динамического и т.д.) для выбора эффективного варианта решения (построение моделей управление затратами, управления качеством и т.д.);

3.  Теоретико-игровые методы – когда решения принимаются в условиях неопределенности и риска (теория игр, теория очередей, теория массового обслуживания и т.д.) – для предприятий торговли, сферы услуг, транспорта.

Методы социологических исследований:

-интервью;

-анкетные опросы;

-наблюдение и самонаблюдение;

-изучение документов и факторов группового поведения.

На основании этой информации делаются выводы о потребностях и интересах персонала, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившейся на предприятии в результате данного управления. Владея этой информацией можно прогнозировать реакцию персонала на те или иные решения  руководителя.

Социально-психологические основы менеджмента

Проектирование оптимальной модели личности менеджера

Главная предпосылка успешного менеджмента заключается в гармонии отношений между работниками, в создании и поддержании благоприятного производственного и психологического климата в организации.

В процессе управления менеджерам приходится постоянно общаться с людьми и решать задачи поведенческого характера. Постараемся понять какими социально-психологическими свойствами должен обладать современный менеджер.

Личность человека складывается из трех подструктур

- слабая нервная система

-неуравновешанный

-инертный

 

Менеджер с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью при выполнении физической или умственной деятельности, он способен справляться с интенсивными нагрузками, быстро мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях.

Менеджер со слабой нервной системой обладает низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низкой стрессоустойчивостью, однако ему приемлемы такие особенности как осторожность, альтруизм, повышенная чувствительность и сопереживание.

Диагностика менеджера: метод наблюдений, хронометраж, тест.

Для диагностики используют тесты-опросники.

             Для диагностики мотивации личности используют  тесты-опросники.

Диагностика: тест Роттера.

Сенсорный опыт в области чувств, ментальный опыт – накопленные в течение жизни знания и умения, социальный опыт – это принадлежность в течение жизни к разным социальным группам (дет.сад, класс, студенческая группа, рабочий коллектив).

Оптимальная модель личности менеджера

1) Биологическая подструктура личности:

·  Оптимальный возраст 25-45 лет, до 25 лет время открытий и удач, после 25 лет и до 45 лет время создания «ситуации успеха»;

·  Задатки аналитические;

·  Темперамент – сангвиник.

2)Психологическая подструктура личности:

·  Психологическая характеристика – экстраверт;

·  Развиты коммуникативные и организаторские способности;

·  «Мотивация достижения успеха»;

·  «Внутренний локус контроля»;

·  Высокий интеллект.

3) Социальная подструктура личности:

·  Богатый сенсорный, ментальный и социальный опыт.

Стили руководства

Анализ стилей руководства основывается на трех подходах.

Три подхода к управлению:

·  Личностный подход

 Стиль управления основан на том, что руководитель образец и пример для подчиненных, отвечает требованиям оптимальной модели личности и имеет впечатляющую внешность.

·  Поведенческий подход

 Стиль руководства в управлении основан на устоявшейся манере поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Поведенческий подход включает два полярных стиля руководства: авторитарный (теория Х) и демократический (теория Y).