Глава 2. О возможности использования математической модели для целей повышения точности инерциальных систем навигации.
2.1 Общие замечания.
Сущность предлагаемого метода повышения точности инерциальной навигационной системы (ИНС),рассматриваемая на примере ИНС полуаналитического (ПА) типа, заключается в том, что в контур физического построителя вертикали включается математическая модель построения вертикали. Указанная математическая модель сформирована таким образом, что после суммирования выходного сигнала физического (механического) построителя с выходным сигналом математического модельного построителя вертикали(параметры которого подобранны определенным образом),достигается высокая (очень высокая) степень компенсации погрешностей ИНС, зависящих от всех составляющих дрейфа гироскопических чувствительных элементов. В результате указанной компенсации происходит адекватное повышение точности ПА ИНС в выработке навигационной информации о курсе объекта α, приращения составляющих линейной скорости объекта ( и ), а так же приращению широты и долготы местоположения объекта ( и λ ). Следует особо отметить, что нижеследующие математические операции имеют в виду морские объекты, движущиеся сравнительно медленно по отношению к линейно скорости точки Земли, расположенной на экваторе.
В качестве отправных математических основ теории ПА ИНС используются работы {1},{2}, а так же первоначальная (в принципиальном плане), но недостаточно эффективная ) с точки зрения повышения точности ИНС ) математическая модель впервые предложенная в монографии автора {3}.
Необходимо особо подчеркнуть, что в результате проделанного исследования удалось практически полностью исключить ошибку ПА ИНС за счет неизбежного существования дрейфа у гироскопических чувствительных элементов что, впрочем, считалось наиболее трудно решаемой и наиболее актуальной проблемой.
2.2 Отправные математические основы теории ПА ИНС.
Указанные отправные математические основы изложены в [1].
Кинематические уравнения ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС имеют следующий вид:
Уравнения ошибок аналитического аналога инерциального построителя координат (для случая , ,)
Дифференциальные уравнения ошибок механического аналога (гиростабилизированной платформы) горизонтной системы координат в моделировании вертикали объекта
Общие решения дифференциальных уравнений ошибок механического аналога {3}
Общие решения для кинематических уравнений ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС (т.е. уравнений (1))
Сводка условных обозначений, используемая в выражениях (1),(2),(3),(4),(5):
α - азимутальная ошибка механического аналога (гиростабилизированной платформы);
,- ошибки (координаты отклонения от истинных величин) механического аналога (гиростабилизированного платформа) в моделировании вертикали объекта;
,, - ошибка в измерении линейных ускорений объекта;
,, - ошибка аналитического аналога (в вычислительном устройстве) инерциальной системы координат;
(0),(0),(0) - ошибки начальных значений;
- приращение широта и долгота объекта;
V, ΔVN, ΔVE, - приращение составляющих от истинных величин;
U - угловая скорость суточного вращения Земли; t - время;
, - широта и долгота объекта;
R - радиус Земли;
,, - угловая скорость дрейфа гироскопов;
= (Ut+)=(Ut+t)=(U+)t=υ2t;
= (U+)=U+= υ2;
Δay, Δax, - ошибки значений в измерении линейных ускорений объекта.
Для дальнейших операций целесообразны решения (4) записать в более компактной форме, а именно:
1t+Csin1t+Dsin2t+Ecos2t;
где
A= – , B= ++(cossin),
C= [U(sincos)+], D= –,
Е= – (cossin).
t+ Lsint+ Mcost+ Nsint,
где
F= , K=–+,
L= [(cossin)],
M= –, N=(cossin).
2.3. Общие соображения о структуре математической модели.
Представляется естественным и логичным использовать в качестве математической модели дифференциального уравнения (3,а) следующее неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка:
, (10)
и, соответственно, для дифференциального уравнения (3,б) следующее неоднородное дифференциальное уравнение также второго порядка:
, (11)
Из уравнений (10) и (11) вытекает, что внешнее возмущающее воздействие указанных уравнений формируется на основе выходных сигналов соответствие северного и восточного акселерометров, представленных в цифровой форме.
Коэффициенты пропорциональности взяты в виде: (для возмущающего воздействия с частотой ) и (для возмущающего воздействия с частотой ).
Следует отметить, что частоте соответствует период М.Шулера Т и частоте суточный период Т.
Конкретные значения коэффициентов h,,R и R определяются ниже.
Основная цель использования математических моделей заключаются в том, чтобы при суммировании цифровых сигналов, соответственно и , а также и обеспечить минимизацию значений тех ошибок (в кинематических уравнениях, определяющих навигационную информацию ПА ИНС (см. формулы(4)),которые возникают в следствие существования дрейфов гироскопов стабилизированной платформы.
Обратимся вновь к уравнению (10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.