Глава 2. О возможности использования математической модели для целей повышения точности инерциальных систем навигации.
2.1 Общие замечания.
Сущность предлагаемого
метода повышения точности инерциальной навигационной системы
(ИНС),рассматриваемая на примере ИНС полуаналитического (ПА) типа, заключается
в том, что в контур физического построителя вертикали включается математическая
модель построения вертикали. Указанная математическая модель сформирована
таким образом, что после суммирования выходного сигнала физического
(механического) построителя с выходным сигналом математического модельного
построителя вертикали(параметры которого подобранны определенным
образом),достигается высокая (очень высокая) степень компенсации погрешностей
ИНС, зависящих от всех составляющих дрейфа гироскопических чувствительных
элементов. В результате указанной компенсации происходит адекватное повышение
точности ПА ИНС в выработке навигационной информации о курсе объекта α,
приращения составляющих линейной скорости объекта ( и
), а так же приращению широты и долготы
местоположения объекта (
и λ ). Следует особо
отметить, что нижеследующие математические операции имеют в виду морские
объекты, движущиеся сравнительно медленно по отношению к линейно скорости точки
Земли, расположенной на экваторе.
В качестве отправных математических основ теории ПА ИНС используются работы {1},{2}, а так же первоначальная (в принципиальном плане), но недостаточно эффективная ) с точки зрения повышения точности ИНС ) математическая модель впервые предложенная в монографии автора {3}.
Необходимо особо подчеркнуть, что в результате проделанного исследования удалось практически полностью исключить ошибку ПА ИНС за счет неизбежного существования дрейфа у гироскопических чувствительных элементов что, впрочем, считалось наиболее трудно решаемой и наиболее актуальной проблемой.
2.2 Отправные математические основы теории ПА ИНС.
Указанные отправные математические основы изложены в [1].
Кинематические уравнения ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС имеют следующий вид:
![]() |
Уравнения ошибок аналитического
аналога инерциального построителя координат (для случая ,
,
)
![]() |
Дифференциальные уравнения ошибок механического аналога (гиростабилизированной платформы) горизонтной системы координат в моделировании вертикали объекта
Общие решения дифференциальных уравнений ошибок механического аналога {3}
Общие решения для кинематических уравнений ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС (т.е. уравнений (1))
Сводка условных обозначений, используемая в выражениях (1),(2),(3),(4),(5):
α - азимутальная ошибка механического аналога (гиростабилизированной платформы);
,
- ошибки (координаты отклонения от истинных
величин) механического аналога (гиростабилизированного платформа) в моделировании
вертикали объекта;
,
,
- ошибка в измерении
линейных ускорений объекта;
,
,
- ошибка аналитического
аналога (в вычислительном устройстве) инерциальной системы координат;
(0),
(0),
(0) -
ошибки начальных значений;
-
приращение широта и долгота объекта;
V, ΔVN, ΔVE, - приращение составляющих от истинных величин;
U - угловая скорость суточного вращения Земли; t - время;
,
- широта и долгота объекта;
R - радиус Земли;
,
,
- угловая скорость
дрейфа гироскопов;
= (Ut+
)=(Ut+
t)=(U+
)t=υ2t;
= (U+
)=U+
= υ2;
Δay, Δax, - ошибки значений в измерении линейных ускорений объекта.
Для дальнейших операций целесообразны решения (4) записать в более компактной форме, а именно:
1t+Csin
1t+Dsin
2t+Ecos
2t;
где
A= – , B=
+
+
(
cos
sin
),
C= [U(
sin
cos
)+
], D= –
,
Е= –
(
cos
sin
).
t+ Lsin
t+ Mcos
t+ Nsin
t,
где
F= , K=
–
+
,
L= [
(
cos
sin
)],
M=
–, N=
(
cos
sin
).
2.3. Общие соображения о структуре математической модели.
Представляется естественным и логичным использовать в качестве математической модели дифференциального уравнения (3,а) следующее неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка:
, (10)
и, соответственно, для дифференциального уравнения (3,б) следующее неоднородное дифференциальное уравнение также второго порядка:
,
(11)
Из уравнений (10) и (11) вытекает, что внешнее возмущающее воздействие указанных уравнений формируется на основе выходных сигналов соответствие северного и восточного акселерометров, представленных в цифровой форме.
Коэффициенты пропорциональности
взяты в виде: (для возмущающего воздействия с
частотой
) и
(для
возмущающего воздействия с частотой
).
Следует отметить, что частоте соответствует период М.Шулера Т
и частоте
суточный
период Т
.
Конкретные значения
коэффициентов h,
,R
и R
определяются ниже.
Основная цель использования
математических моделей заключаются в том, чтобы при суммировании цифровых
сигналов, соответственно и
, а также
и
обеспечить минимизацию значений тех ошибок
(в кинематических уравнениях, определяющих навигационную информацию ПА ИНС (см.
формулы(4)),которые возникают в следствие существования дрейфов гироскопов
стабилизированной платформы.
Обратимся вновь к уравнению (10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.