 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					Глава 2. О возможности использования математической модели для целей повышения точности инерциальных систем навигации.
2.1 Общие замечания.
Сущность предлагаемого
метода повышения точности инерциальной навигационной системы
(ИНС),рассматриваемая на примере ИНС полуаналитического (ПА) типа, заключается
в том, что в контур физического построителя вертикали включается математическая
модель построения вертикали. Указанная математическая модель сформирована  
таким образом, что после суммирования выходного сигнала физического
(механического) построителя с выходным сигналом математического модельного
построителя вертикали(параметры которого подобранны определенным
образом),достигается высокая (очень высокая) степень компенсации погрешностей
ИНС, зависящих от всех составляющих дрейфа гироскопических чувствительных
элементов. В результате указанной компенсации происходит адекватное повышение  
точности ПА ИНС в выработке навигационной информации о курсе объекта α,
приращения составляющих линейной скорости объекта ( и
   и  ), а так же приращению широты и долготы
местоположения объекта (
), а так же приращению широты и долготы
местоположения объекта ( и λ ). Следует особо
отметить, что нижеследующие математические операции имеют в виду морские
объекты, движущиеся сравнительно медленно по отношению к линейно скорости точки
Земли, расположенной на экваторе.
 и λ ). Следует особо
отметить, что нижеследующие математические операции имеют в виду морские
объекты, движущиеся сравнительно медленно по отношению к линейно скорости точки
Земли, расположенной на экваторе.
В качестве отправных математических основ теории ПА ИНС используются работы {1},{2}, а так же первоначальная (в принципиальном плане), но недостаточно эффективная ) с точки зрения повышения точности ИНС ) математическая модель впервые предложенная в монографии автора {3}.
Необходимо особо подчеркнуть, что в результате проделанного исследования удалось практически полностью исключить ошибку ПА ИНС за счет неизбежного существования дрейфа у гироскопических чувствительных элементов что, впрочем, считалось наиболее трудно решаемой и наиболее актуальной проблемой.
2.2 Отправные математические основы теории ПА ИНС.
Указанные отправные математические основы изложены в [1].
Кинематические уравнения ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС имеют следующий вид:
|  | 


Уравнения ошибок аналитического
аналога инерциального построителя координат (для случая  ,
,
 ,
, )
)

 
                                      

|  | 
Дифференциальные уравнения ошибок механического аналога (гиростабилизированной платформы) горизонтной системы координат в моделировании вертикали объекта



Общие решения дифференциальных уравнений ошибок механического аналога {3}


Общие решения для кинематических уравнений ошибок в определении навигационной информации на выходе ПА ИНС (т.е. уравнений (1))






Сводка условных обозначений, используемая в выражениях (1),(2),(3),(4),(5):
α - азимутальная ошибка механического аналога (гиростабилизированной платформы);
 ,
, - ошибки (координаты отклонения от истинных
величин) механического аналога (гиростабилизированного платформа) в моделировании
вертикали объекта;
- ошибки (координаты отклонения от истинных
величин) механического аналога (гиростабилизированного платформа) в моделировании
вертикали объекта;
 ,
, ,
, - ошибка в измерении
линейных ускорений объекта;
 - ошибка в измерении
линейных ускорений объекта;
 ,
, ,
, - ошибка аналитического
аналога (в вычислительном устройстве) инерциальной  системы координат;
 - ошибка аналитического
аналога (в вычислительном устройстве) инерциальной  системы координат;
 (0),
(0), (0),
(0), (0) -
ошибки начальных значений;
(0) -
ошибки начальных значений;
 -
приращение широта и долгота объекта;
 -
приращение широта и долгота объекта;
V, ΔVN, ΔVE, - приращение составляющих от истинных величин;
U - угловая скорость суточного вращения Земли; t - время;
 ,
, - широта и долгота объекта;
 - широта и долгота объекта;
R - радиус Земли;
 ,
, ,
, - угловая скорость
дрейфа гироскопов;
 - угловая скорость
дрейфа гироскопов;
                              = (Ut+
 = (Ut+ )=(Ut+
)=(Ut+ t)=(U+
t)=(U+ )t=υ2t;
)t=υ2t;
                                  
 = (U+
= (U+ )=U+
)=U+ = υ2;
= υ2;
Δay, Δax, - ошибки значений в измерении линейных ускорений объекта.
Для дальнейших операций целесообразны решения (4) записать в более компактной форме, а именно:
                                    
 1t+Csin
1t+Csin 1t+Dsin
1t+Dsin 2t+Ecos
2t+Ecos 2t;
2t;
где
                          
A= – ,           B=
 ,           B=  +
+ +
+ (
( cos
cos sin
sin ),
),                                     
                          
C=  [U(
[U( sin
sin cos
cos )+
)+ ],  D= –
],  D= – ,
,                                     
 Е= –
                                   
Е= –  (
( cos
cos sin
sin ).
).
 
                                             
 t+ Lsin
t+ Lsin t+ Mcos
t+ Mcos t+ Nsin
t+ Nsin t,
t,              
 
  
где
                                
F=  ,                   K=
,                   K= –
– +
+ ,
,                                       
                       
                                     
L=  [
[
 (
( cos
cos sin
sin )],
)],                                 
                                     M=
– , N=
, N=
 (
( cos
cos sin
sin ).
).
2.3. Общие соображения о структуре математической модели.
Представляется естественным и логичным использовать в качестве математической модели дифференциального уравнения (3,а) следующее неоднородное дифференциальное уравнение второго порядка:
 ,                        (10)
,                        (10)
и, соответственно, для дифференциального уравнения (3,б) следующее неоднородное дифференциальное уравнение также второго порядка:
 ,                    
(11)
,                    
(11)
Из уравнений (10) и (11) вытекает, что внешнее возмущающее воздействие указанных уравнений формируется на основе выходных сигналов соответствие северного и восточного акселерометров, представленных в цифровой форме.
Коэффициенты пропорциональности
взяты в виде:  (для возмущающего воздействия с
частотой
(для возмущающего воздействия с
частотой   ) и
 ) и  (для
возмущающего воздействия с частотой
(для
возмущающего воздействия с частотой  ).
).
Следует отметить, что частоте   соответствует период М.Шулера Т
 соответствует период М.Шулера Т и  частоте
 и  частоте   суточный
период Т
 суточный
период Т .
.
Конкретные значения
коэффициентов  h ,
, ,R
,R и R
 и R определяются ниже.
 определяются ниже.
Основная цель использования
математических моделей заключаются в том, чтобы при суммировании цифровых
сигналов, соответственно  и
 и  , а также
 , а также  и
 и  обеспечить минимизацию значений тех ошибок
(в кинематических уравнениях, определяющих навигационную информацию ПА ИНС (см.
формулы(4)),которые возникают в следствие существования дрейфов гироскопов
стабилизированной платформы.
 обеспечить минимизацию значений тех ошибок
(в кинематических уравнениях, определяющих навигационную информацию ПА ИНС (см.
формулы(4)),которые возникают в следствие существования дрейфов гироскопов
стабилизированной платформы.
Обратимся вновь к уравнению (10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.