Теперь система приведена к базисному виду, базисными переменными являются x1, x3, x4, свободной – x2. Все свободные члены положительны, поэтому можем записать первоначальный опорный план:
.
Чтобы ответить, является ли он оптимальным, необходимо выполнить еще один шаг преобразований с разрешающим элементом a42 = 2, чтобы выразить целевую функцию Z1 только через свободную переменную x3.
Получим новую таблицу:
БП |
Переменные |
Свободный член |
|||
x1 |
х2 |
x3 |
x4 |
||
x4 |
1 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
x1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
x3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Z1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Опорное решение , содержащееся в таблице, является оптимальным, так как вектор r = (0). Минимальное значение целевой функции и, очевидно, .
Итак, , .
Ответ: , .
Составить математическую модель транспортной задачи и решить ее методом потенциалов.
В 2 пунктах отправления А и В находится соответственно 150 и 90 т горючего. Пункты № 1, 2, 3 требуют соответственно 60, 70, 110 т горючего. Стоимость перевозки 1 т горючего из пункта А в пункты № 1, 2, 3 соответственно равна 60, 10 и 40 р., а из пункта В – 12, 2 и 8 р. Составить оптимальный план перевозок горючего, чтобы общая сумма транспортных расходов была наименьшей.
Решить задачу, находя первоначальный опорный план:
а) методом минимального элемента;
б) методом северо-западного угла;
В каком случае оптимальное решение будет получено за меньшее количество шагов?
Решение
Пусть имеется m (А и Б) пунктов перевозок производства однородного продукта (горючего) и n (1, 2 и 3) пунктов потребления этого продукта. Мощности пунктов производства составляют единиц, а потребности каждого j-го пункта потребления равны единиц. Известны затраты на перевозку единицы продукта от i-го поставщика j-му потребителю.
Пусть спрос и предложение совпадают, т.е. .
Так как данная задача является закрытой, предположим, что вся продукция от поставщиков будет вывезена, и спрос каждого из потребителей будет удовлетворен.
Составим математическую модель задачи. Обозначим через количество продукта, перевозимого из i-го пункта производства в j-й пункт потребления. Тогда матрица:
– план перевозок.
Матрицу называют матрицей затрат (тарифов).
Внесем исходные данные и перевозки в транспортную таблицу:
60 |
70 |
110 |
|
150 |
60 |
10 |
40 |
90 |
12 |
2 |
8 |
Обозначим искомые объемы перевозок от поставщиков к потребителям следующим образом:
x11 – объем перевозки от поставщика А к потребителю 1;
x12 – объем перевозки от поставщика А к потребителю 2;
x13 – объем перевозки от поставщика А к потребителю 3;
xа21 – объем перевозки от поставщика В к потребителю 1;
x22 – объем перевозки от поставщика В к потребителю 2;
x23 – объем перевозки от поставщика В к потребителю 3;
Составляем ограничения на запасы
для поставщика А:
для поставщика В:
Составляем ограничения на заказы
для потребителя 1:
для потребителя 2:
для потребителя 3:
Затраты на перевозку составят:
.
Поставщики |
Потребители |
Запасы |
||
В1 |
В2 |
В3 |
||
А1 |
60 |
10 |
40 |
150 |
А2 |
12 |
2 |
8 |
90 |
Потребности |
60 |
70 |
110 |
I. Метод нахождения северо-западного угла
60 |
70 |
110 |
|
150 |
60 |
10 |
40 |
90 |
12 |
2 |
8 |
Заметим, что , т.е. система ограничений совместна.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.