Экологическая безопасность судовых дизельных энергетических установок

Страницы работы

Содержание работы

10. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СДЭУ

10.1. Характеристики токсичных отходов СДЭУ

Защита окружающей среды, которой не так давно уделяли мало внимания, постепенно выдвинулась в число глобальных проблем человечества. Все дело в неконтролируемом потреблении углеводородных топлив и выбросов от их использования. Постоянное увеличение того и другого уже вызывает нарушение естественного процесса самоочищения биосферы и представляет угрозу жизни человека. Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, приняты государственные постановления и программы защиты окружающей среды от вредных выбросов. В некоторых странах эти программы имеют статус национальных приоритетов.

Как и все другие объекты деятельности человека морские и речные суда являются источником экологической опасности. Хотя в общем балансе доля загрязнения биосферы судами сравнительно мала и не превышает 3%, в местах интенсивного судоходства и в портах создается устойчивый уровень загрязнения атмосферы и воды, превышающий предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 10÷15 раз. Основным судовым источником загрязнения окружающей среды является энергетическая установка. На ее долю приходится примерно 60÷80 % токсичных отходов. Токсичными называют отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Среди токсичных отходов СДЭУ наиболее вредными для природы являются нефтесодержащие воды и выбросы с отработавшими газами дизелей.

Нефтесодержащие воды образуются в результате протечек воды, топлива и масла из трубопроводной арматуры (клапаны, клинкеты, задвижки), сальников насосов, дейдвудных уплотнений и т.п. Эти протечки скапливаются под льялами машинного отделения. Туда же попадают нефтепродукты от промывки топливных и масляных фильтров, отходы сепарации и случайные разливы горючесмазочных материалов (ГСМ). Концентрация ГСМ в нефтесодержащей воде колеблется в широких пределах и во многом зависит от технического состояния механического оборудования и в не малой степени от культуры его обслуживания и ремонта. Обычное содержание ГСМ находится в пределах 200÷500 г/м3.

Помимо льяльных вод нефтепродукты содержатся в отходах сепарации. Количество этих отходов в виде шлама ГСМ достигает до 1% от объема топлива и масла, прошедших сепарацию. Были попытки использовать отходы сепарации в качестве добавки к топливу для вспомогательных котлов, однако широкого распространения данный способ утилизации не получил. Причина заключается в том, что добавки нефтесодержащего шлама к штатному топливу увеличивают в выпускных газах котлов содержание токсичных веществ и сажи. При этом необходимая очистка газов от сажи и нейтрализация токсичности требует дополнительных и не малых затрат. Значительно дешевле шлам от сепараторов собирать в сборные емкости и сдавать на берег. В равной мере отмеченное относится и к отработавшему маслу от дизель-генераторов. Его собирают и сдают на берег для регенерации.

Отработавшие газы (ОГ) дизелей представляют собой сложную газовую смесь, содержащую более 200 компонентов. Четыре компонента азот (), кислород (), диоксид углерода () и вода () составляют 99÷99,9% объема ОГ. С точки зрения экологии они не представляют интереса, поскольку нетоксичны. Остальные 0,1÷1% объема ОГ – компоненты, которые представляют экологическую опасность. Их опасность принято оценивать двумя характеристиками: токсичностью и дымностью.

Под токсичностью ОГ понимают газообразные компоненты, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду, живую природу и человека. Среди множества токсичных компонентов примерно 80÷95 % приходится на долю пяти из них, табл. 10.1. Степень их вредности различна и в относительном виде может быть выражена соотношением:

СО : СНх : SOх : NOх : RCHO = 1 : 2 : 16 : 40 : 40.

Таблица 10.1

Состав токсичных компонентов ОГ дизелей

Компонент ОГ

Концентрация,

г/м3

Удельный выброс,

г/(кВт∙ ч)

ПДК в воздухе рабочей зоны,

мг/м3

Оксиды азота,

 (, )

Окись углерода,

Углеводороды,

Оксиды серы,

Альдегиды, RCHO

Сажа,

1,5÷8

0,25÷2,5

0,25÷2,0

0,1÷0,5

0,001÷0,04

0,05÷0,5

8÷30

0,5÷6,0

0,25÷2,5

0,4÷1,5

0,05÷0,2

0,25÷0,5

2

20

-

4

0,2

4

В перечне основных токсичных компонентов бесспорно лидируют оксиды азота. В ОГ дизелей содержится около 10 соединений азота с кислородом, но доминантой является , его доля составляет 95÷98% от всех оксидов. Остальные 2÷5% – высшие оксиды азота:  и т.д. Оксид азота образуется в камере сгорания двигателя во время горения топлива. Окисление осуществляется по двум цепным реакциям

.

Первая реакция является определяющей и эндотермической. Последнее означает: окисление азота может проходить только при затратах теплоты в условиях высоких температур (реально более 2000 К); выход  не зависит от химического состава топлива; продолжительность протекания реакции, а соответственно и количество образующегося оксида азота зависит от температуры, табл.10.2.

Таблица 10.2

Похожие материалы

Информация о работе