Другим условием выполнения технических требований по очистки льяльных вод является обязательное наличие устройства, контролирующего содержание в воде ГСМ и препятствующего удалению этой воды, если концентрация нефтепродуктов превышает предельную величину. Естественно, главным элементом устройства служит прибор-сигнализатор. В нем определение нефтесодержания основано на измерении прозрачности выкачиваемой за борт воды. Суть измерения заключается в следующем, рис.10.1. Световой поток, пронизывая очищенную воду, попадает на фоторезистор. Он представляет собой однородную полупроводниковую пластину, которая может менять свое сопротивление в зависимости от освещенности, соответственно выходной ток фоторезистора пропорционален интенсивности падающего на него светового потока. Таким образом, помутнение воды от наличия в ней нефтепродуктов фиксируется фоторезистором в виде показания миллиамперметра. Тарировка прибора производится относительно мутности чистой воды.
Рис. 10.1. Схема оптического определения нефтесодержания
Приложение VΙ конвенции МАРПОЛ 73/78 регламентирует выброс оксидов азота с ОГ судовых дизелей и содержание серы в топливе. Стандартом ИМО устанавливается предельно-допустимое значение удельных выбросов в зависимости от номинальной частоты вращения коленчатого вала, рис. 10.2. Выброс других токсичных компонентов пока не нормируется. Такое повышенное внимание к оксидам азота объясняется просто: они в перечне вредных компонентов ОГ судовых ДВС занимают лидирующее положение и их токсичность весьма велика.
Рис. 10.2. Предельно-допустимые значения выбросов
Вместе с тем, экологическая опасность двигателя вынуждает регламентировать содержание в ОГ не только , но и других компонентов, негативное влияние которых общеизвестно. Их нормирование осуществляется Европейскими и национальными законодательными документами. Хотя требования этих документов не являются общемировыми, однако перечень контролируемых веществ ОГ уже практически сформировался, табл. 10.3. В будущем предлагается дополнительно ограничить содержание в ОГ диоксида углерода. Связано это с тем, что повышенное содержание в атмосфере (продукт полного сгорания топлива) усиливает парниковый эффект. Единственный способ снижения в ОГ – это уменьшение расхода топлива.
Таблица 10.3
Технические нормативы выбросов ОГ дизелей промышленного назначения
Стандарт |
Удельные выбросы вредных веществ, г/(кВт ч) |
|||
и твердые частицы |
||||
Евро – 3 Евро – 4 Евро – 5 ГОСТ Р51249 |
5,0 3,5 2,0 10 |
2,1 1,5 1,5 3,0 |
0,66 0,46 0,25 1,0 |
0,1 0,02 0,02 - |
Дымность ОГ также относится к нормируемым показателям экологичности ДВС. Количественно принято оценивать дымность двумя величинами: натуральным (м-1) и относительным (%) коэффициентами ослабления светового потока, табл. 10.4. Предельно-допустимый уровень дымности задают в зависимости от условного расхода газов , рис. 10.3. Величина численно равна секундному расходу воздуха при работе дизеля без наддува и рассчитывается по формуле
,
где – диаметр цилиндра, м; – ход поршня, м; – число цилиндров; – коэффициент тактности (0,5 или 1,0); – частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Измерение токсичности и дымности ОГ производится путем отбора пробы газов и последующего ее исследования в специальных приборах. Данная задача не относится к числу простых, поскольку результаты измерений сильно зависят от общего количества присутствующих компонентов, их состояния и внешних условий (температура, давление и т.д.). Другой особенностью рассматриваемых измерений является отсутствие эталонных мер, роль которых обычно выполняют стандартные образцы веществ с заданными свойствами. Следует еще добавить то, что компоненты ОГ обладают методологической избирательностью. Все это ограничивает возможности разработки единого и универсального метода, пригодного для измерения концентрации сразу нескольких компонентов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.