Себестоимость товарной продукции возросла из-за резкого роста цен на материальные ресурсы. В то же время возможности предприятия в области снижения затрат на производство сильно ограничены из-за очень большой изношенностью парка оборудования ( до 75% оборудования куплено 20 и более лет назад). Естественно, снизить расход материала на таком оборудовании невозможно. Надо также сказать и о том, что за истекший 1999 год не удалось добиться снижения и по другим статьям затрат. Так расходы на электроэнергию, общепроизводственные, а также общехозяйственные расходы в 1999 году сохранились примерно на уровне 1998 года. Также, несмотря на жесткий контроль, не удалось достичь снижения себестоимости в результате сокращения потерь от брака. Как следствие в 1999 году возросли на 0,23 коп. затраты на 1 рубль товарной продукции и составили критическую для предприятия цифру в размере 98,45 копеек. Рентабельность товарной продукции в 1999 году также снизилась и составила 0,88% против 1,38% в 1998 году.
Как итог: в 1999 году уменьшилась балансовая прибыль и составила 72 млн. руб. против 100 млн. руб. в 1998 году. Причем здесь необходимо сказать об еще одном малоприятном факте: как в 1998 так и в 1999 годах доля прибыли от реализации продукции в общем размере балансовой прибыли составляла лишь порядка 23%.(в 1998 году прибыль от реализации продукции составила 23 миллиона рублей, а в1999 году – уже только 16 миллионов рублей). Основную же часть прибыли (до 77%) составляет прибыль от внереализационных операций и прочей реализации. Прибыль от внереализационных операций – это в основном прибыль полученная от сдачи заводских помещений в аренду.
Как следствие рентабельность товарной продукции также снизилась и составила в 1999 году лишь 0,88 % против 1,38 % в 1998 году.
Для разработки и принятия управленческих решений, направленных на преодоление сложившейся ситуации необходимо провести тщательный и всесторонний анализ причин, поставивших предприятие в столь затруднительное положение. Главными из них являются:
1. Все материальные ресурсы, необходимые для
производства продукции предприятие покупает в России, однако, из-за отсутствия валютной выручки и ее обязательной продажи государству предприятие не имеет возможности приобретать материалы непосредственно у производителей в России, а вынуждено покупать их у белорусских посредников хоть и за белорусские рубли, но, естественно, по более высокой цене. Так, по результатам работы за 10 месяцев 1999 года предприятие было в убытке из-за резкого ( почти в четыре раза ) роста цен на материальные ресурсы. В тоже время на свою продукцию во исполнение постановления Совета Министров «Об утверждении предельных индексов изменения отпускных цен на товары, производимые на территории Республики Беларусь» предприятие имеет право повышать на 5% в месяц. Естественно такое повышение не может покрыть постоянно возрастающие издержки на приобретение материальных ресурсов. Конечно, сетовать только на неадекватный рост цен на продукцию предприятия по сравнению с ростом цен на материальные ресурсы не стоит. Тем более, что главное преимущество продукции завода «Термопласт» перед продукцией конкурентов – более низкая цена. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять мероприятия по снижению материалоемкости и энергоемкости производимой продукции. Однако и в этом вопросе не все так просто, так как, во-первых, для разработки и внедрения этих мероприятий необходимы денежные средства, которых на предприятии нет, а во-вторых, на морально и физически изношенном оборудовании сложно снизить нормы расхода материалов, а на приобретение нового, более экономичного оборудования, у предприятия просто нет денег.
2. Предприятие много теряет из-за неурегулированности валютного рынка и множественности валютных курсов. Так, если на счет предприятия поступила плата за отгруженную продукцию в валюте, то предприятие обязано продать 40% выручки государству, причем по курсу Национального банка Республики Беларусь, который, кстати, вдвое ниже реально существующего на рынке. Размер потерь от подобных операций составляет примерно половину от реализуемой Национальному банку выручки. Затем еще 40% от оставшейся валютной выручки перечисляется в Министерство налогов и сборов в счет погашения задолженности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.