В практике хозяйствования недостаточное внимание уделяется подходам, ограничивающим снижение показателей эффективного использования материальных ресурсов. В частности, не анализируются и не учитываются причины, сдерживающие ресурсосберегающую деятельность; не разрабатываются государственные комплексные целевые программы по ресурсосбережению, государственная статотчётность не отвечает современным требованиям. Не решает задач обеспечения экономного и рационального использования материальных ресурсов и налоговая система РБ за счёт механизма льготирования работ по ресурсосбережению, и политика ценообразования, экономического стимулирования.
Оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов и системы обеспечивающих его мер в РБ свидетельствует о некоторой инертности государства в отношении данной проблемы.
В целом, для нормальной работы предприятий необходимо проводить их реструктуризацию (что описано в следующем разделе).
В результате проведенных исследований представляется возможным сделать следующие выводы.
1. Новые концепции экономического роста различают понятия хозяйственный рост (growth) и экономическое развитие (development), что приводит к выводу о невозможности использования прежней методологии, методов формирования промышленной политики, как неадекватных современным тенденциям.
2. Экономическая национальная стратегия является эффективной в том случае, если соответствует новым концепциям экономического роста и обеспечивает конкурентные преимущества национальной экономике и ее ведущим отраслям.
3. Обязательным условием эффективной национальной стратегии является обеспечение внутренней и внешней экономической безопасности.
4. Для формирования эффективной национальной стратегии концепция развития промышленности должна основываться на следующих принципах:
• экономической безопасности;
• экономическом росте и устойчивом развитии;
• открытости экономики;
• ориентации на экспорт;
• наукоемкости промышленности, ориентации на новые и высокие технологии;
• ресурсосбережении и экологической безопасности экономических систем.
5. Мировой опыт свидетельствует, что при разработке промышленной политики следует учитывать факторы:
• геополитическое положение страны, определяющее транспортные, экономические, политические и иные межгосударственные связи;
• систему экономической безопасности страны, позволяющую сохранить национальное хозяйство при резком ухудшении экономической ситуации;
• особенности формируемой и существующей моделей экономики и направленность развития;
• масштабы страны и обеспеченность ресурсами;
• емкость национального рынка;
• наличие отраслевых взаимосвязей, особенно приоритетных отраслей или отраслей, составляющих сектор роста, и их интегрированность в единую экономическую систему;
• менталитет населения.
6. Промышленная политика за рубежом разрабатывается в соответствии с комплексным прогнозом общеэкономического развития и в основном ориентирована на достижение следующих целей:
• создание развитого промышленного комплекса, способного обеспечить экономический рост;
• преодоление структурно-технологической несбалансированности отраслей промышленности в кризисной период;
• развитие наукоемких и экспортных производств, относительно капиталоэкономных и в то же время высокорентабельных отраслей.
7. В период преодоления кризисных явлений промышленная политика основывается на механизме сильного государственного регулирования экономических процессов в производственной сфере.
8. В условиях трансформационного периода первичной стадией является стабилизация экономики, важнейшая составляющая которой — переход к новому содержанию экономического роста с учетом экономического императива. Данная стадия трансформационного периода требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.