[у]=(0,01...0,03)m=0.03×3 = 0.09 мм; (2.3.1.2.3)
(2.3.1.2.4)
Прогиб в опасном сечении определяется по правилу Верищагина:
(2.3.1.2.5)
где J – осевой момент инерции; Е = 2.11× 105 МПа - модуль упругости; w - площадь грузовой эпюры; М1(С) – ордината на единичной эпюре Мz1, расположенная под центром тяжести грузовой эпюры.
Осевой момент инерции сечения вала определяется по следующей формуле:
(2.3.1.2.6)
Для определения прогиба под шестерней Z21 строится эпюра изгибающего момента от единичной силы, приложенной в этой точке и направленной в ту же сторону, что и сила P. Эпюра в обоих плоскостях имеет одинаковый вид (рисунок 2.3.1.2.1).
Прогиб в плоскости "ZOX":
Подобным образом определяется прогиб в плоскости “YOX”, а для определения угла поворота вместо единичной силы прикладывается единичный момент и аналогично определяется угол поворота в данном сечении. Определяется суммарный прогиб (угол поворота):
(2.3.1.2.7)
Определение прогибов под колесом Z22 проводится аналогичным способом. Результаты расчетов сведены в таблицу 2.3.1.2.1.
рисунок 2.3.1.2.1 – Расчетная схема
параметр |
ZOX |
YOX |
S |
[ ] |
y1,мм |
0.084 |
0.03 |
0.089 |
0.09 |
y2,мм |
0.069 |
0.02 |
0.072 |
|
q1,рад |
0.00079 |
0.00084 |
0.0012 |
0.01 |
q2,рад |
0.0003 |
0.00091 |
0.00096 |
Таким образом, условия прочности и жесткости выполняются. Следовательно, диаметр вала можно сохранить.
Поскольку валы коробок скоростей сравнительно тихоходны, достаточно выполнения проверочного расчета подшипников на долговечность [4]:
L>[L] (2.3.2.1)
где L, [L] - расчетная и допускаемая долговечность в млн.об;
где Lh - долговечность подшипника в часах.
Проверке подлежат подшипники на валу с максимальной нагрузке — шариковые радиальные однорядный № 307.
Определяем суммарные реакции в опорах:
(2.3.2.2)
(2.3.2.3)
Производим расчет по наибольшей радиальной реакции Fr2.
Pacчетная долговечность определяется по формуле:
(2.3.2.4)
где т - степенной показатель (m = 3 для шарикоподшипников);
C-динамическая грузоподъемность подшипника (Сr=33200 Н);
PЭ - эквивалентная динамическая нагрузка, которая для однорядных радиальных подшипников равна:
(2.3.2.5)
где V — коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается (при вращении внутреннего кольца V = 1); Кs = 1,2 - коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки; КТ = 1,1 — температурный коэффициент.
Определив все необходимые коэффициенты, находим расчетную долговечность:
Долговечность подшипников в часах определяется по формуле:
Необходимо знать, требуется ли замена подшипников в течении работы станка. Для этого необходимо знать технический ресурс станка. По условию он составляет 12500 ч. Следовательно, необходимости замены подшипников нет.
У стандартных шпонок размеры b и h подобраны так, что нагрузку соединения ограничивают не напряжения среза, а напряжения смятия. Поэтому расчет обычно ведется только по напряжению смятия [5]:
(2.3.3.1)
где Т- номинальный крутящий момент, Н-мм; h - высота шпонки, мм; lр- рабочая длина шпонки, мм; d— номинальный диаметр вала, мм; t1 – глубина паза на валу; []- допускаемое напряжение на смятие.
Проверка шпоночного соединения на I валу под шкивом:
Шпонка 16x8x50 ГОСТ 23360 - 78.
Проверка шпоночного соединения производится на II валу по самой короткой шпонке:
Шпонка 8x8x30 ГОСТ 23360 - 78.
Проверка шпоночного соединения производится на III валу по самой короткой шпонке:
Шпонка 8x10x40 ГОСТ 23360 - 78.
Проверка шпоночного соединения на Шпинделе:
Шпонка 16x10x50 ГОСТ 23360 - 78.
Условие выполняется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.