Материалом для изготовления валов служит сталь 40Х, которая имеет следующие физико-механические свойства: sВ = 730 МПа; sт= 500 МПа.
Проверочному расчету подлежит самый нагруженный вал — с передвижными шестернями. Производим расчеты на усталостную прочность и жесткость.
Расчет валов коробки скоростей станка отличается от расчета вала редуктора общего назначения с одной скоростью вращения тем, что фактическая мощность на электродвигателе и на валах коробки скоростей разная, в зависимости от кинематической цепи, по которой передается крутящий момент к исполнительному органу.
При расчете вала используют следующие допущения:
• вал рассматривают как балку на шарнирных опорах;
• нагрузка в зубчатых колесах считается сосредоточенной и приложенной к середине вала;
• собственный вес зубчатых колес и валов не учитывается;
• силой трения в подшипниках пренебрегают.
Во многом работоспособность вала определяется правильностью выбора материала.
Расчет на усталостную прочность сводится к определению коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях и сравнению их с допускаемыми.
Расчет выполняется в следующей последовательности:
1. Составляем схему сил, действующих на вал (рисунок 2.3.1.1.1):
2. Вычисляем значения сил:
Окружная сила в зацеплении:
Определяем проекции силы:
Рисунок 2.3.1.1.1 - Схема сил, действующих на вал
3. Строим расчетную схему вала с действующими на него силами (Рисунок 2.3.1.1.2):
Рисунок 2.3.1.1.2 - Расчетная схема вала
4. Рассматриваем плоскость "ZOX". Определяем реакции в опорах:
5. Рассматриваем плоскость "YOX". Определяем реакции в опорах:
6. Строим эпюру крутящего момента " Т ".
7. Определяем суммарный изгибающий момент:
(2.3.1.1.1)
8. Определяем запас сопротивления усталости при совместном действии напряжений кручения и изгиба по формуле:
(2.3.1.1.2)
где запас сопротивления усталости по нормальным напряжениям;
(2.3.1.1.3)
- запас сопротивления усталости только по касательным напряжениям; (2.3.1.1.4)
где и — амплитуды переменных составляющих циклов напряжений.
Напряжение при изгибе:
(2.3.1.1.5)
Напряжение при кручении:
(2.3.1.1.6)
где Wизг. и Wкр. – момент сопротивления при изгибе и кручении соответственно.
По таблицам и графикам выбираем следующие коэффициенты:
и - постоянные составляющие;
и - коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;
и - коэффициенты, определяющие масштабные факторы при изгибе и кручении;
Кs= 1.75 и Кt = 1.6 - эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.
Материал вала сталь 40Х и для нее:
(2.3.1.1.7)
(2.3.1.1.8)
Подставив вышеуказанные коэффициенты в формулу (2.3.1.1.3) получим:
Подставив вышеуказанные коэффициенты в формулу (2.3.1.1.4) получим:
Определяем запас сопротивления усталости:
- условие выполняется;
9. Опасным сечением является сечение I-I. Проверяется вал на статическую прочность в этом сечение.
(2.3.1.1.9)
(2.3.1.1.10)
Запас прочности для опасного сечения по нормальным напряжениям:
(2.3.1.1.11)
где sТ – предел текучести при изгибе.
Запас прочности для опасного сечения по касательным напряжениям:
(2.3.1.1.12)
При совместном действии нормальных и касательных напряжений:
При расчете на жесткость необходимо соблюдение неравенств:
(2.3.1.2.1)
(2.3.1.2.2)
где у, [у] - прогибы сечения вала, расчетный и допускаемый, мм;
q, [q] - угол поворота вала в подшипнике, расчетный и допускаемый, рад.
Допускаемые значения прогиба и угла поворота:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.