Сфера употребления и подстили официально-делового стиля.
Жанры официально-делового стиля.
Экстралингвистические признаки официально-делового стиля.
Языковые особенности официально-делового стиля.
Тема 3.2. Устная деловая речь
Содержание учебного материала
Понятие устной деловой речи.
Требования к дикции и интонации деловой устной речи.
Стили произношения и их реализация в устной деловой речи.
Типичные нарушения норм в устной деловой речи.
Практическое занятие № 2. Устная деловая речь
Закрепление навыков правильной дикции и литературного произношения; овладение лексическими и грамматическими нормами устной деловой речи; формирование умения выявлять и исправлять нарушения норм в устной деловой речи.
Тема 3.3. Речевое обеспечение деловых контактов
Содержание учебного материала
Понятие деловой беседы.
Особенности деловой беседы как вида речевой деятельности, служащего решению управленческих задач.
Виды и функции вопросов в деловой беседе.
Устойчивые речевые обороты для управления ходом беседы.
Понятие делового совещания. Виды деловых совещаний.
Требования к речевому поведению участников делового совещания.
Понятие телефонного делового разговора. Правила ведения телефонного разговора. Этикетно-речевые формулы делового общения по телефону.
Практическое занятие №3. Речевое обеспечение деловых контактов
Уяснение особенностей речевого обеспечения деловых контактов и речевого поведения их участников; формирование умения использовать различные категории вопросов и устойчивых речевых оборотов в деловой беседе; обсуждение особенностей телефонной коммуникации, отработка навыков использования этикетно-речевых формул делового общения по телефону.
Тема 3.4. Письменная деловая речь
Содержание учебного материала
Формирование русской официально-деловой письменной речи.
Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
Культура официальной переписки.
Типы документов и правила их оформления.
Унификация языка служебных документов.
Информационное насыщение официальных бумаг.
Речевой этикет в документе.
Новые тенденции в практике русского делового письма.
Практическое занятие №4. Письменная деловая речь
Развитие и закрепление навыков составления документов разных типов с учётом имеющихся требований к языку и стилю; формирование умения выявлять и исправлять нарушения норм в письменной деловой речи; отработка навыков использования речевого этикета в документе.
Тема 3.5. Требования к языку и стилю деловой речи
Содержание учебного материала
Особенности лексики и грамматики официально-деловой письменной речи.
Языковые формулы официальных документов.
Требования к языку и стилю документов.
Язык и стиль распорядительных документов.
Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
Язык и стиль справочно-информационной документации.
Язык и стиль личной документации.
Орфография и пунктуация в деловой письменной речи.
Самостоятельная работа. Требования к языку и стилю деловой речи
Подготовка публичного выступления по определённой тематике в контексте указанной темы.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по учебной дисциплине
Вопросы для подготовки к зачёту
1. Предмет, цель и задачи дисциплины «Основы профессиональной речевой компетентности».
2. Понятие профессиональной, коммуникативной и речевой компетентности.
3. Коммуникативные и стилевые признаки кодифицированной устной и письменной речи.
4. Основные коммуникативные качества речи.
5. Речевое общение. Основные единицы речевого общения.
6. Деловое общение. Принципы делового общения.
7. Требования к речевой коммуникации в деловом общении.
8. Условия эффективности речевой коммуникации.
9. Официально-деловой стиль и его подстили. Сфера употребления. Жанры делового стиля.
10. Стилевые признаки и языковые особенности официально-делового стиля.
11. Устная деловая речь. Лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы устной деловой речи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.