– коммуникативные качества речи;
– основные группы формул речевого этикета;
уметь:
– строить свою речь в соответствии с требованиями литературной нормы, коммуникативных качеств речи и речевого этикета, создавать информативные и воздействующие тексты, свободно пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, выявлять и исправлять речевые ошибки.
Тема 1.1. Виды речи
Содержание учебного материала
Понятие речи.
Устная и письменная формы речи, их особенности. Различия между устной и письменной речью.
Коммуникативные и стилевые признаки кодифицированной усной речи. Её отличие от разговорной речи.
Информативная речь, её особенности.
Воздействующая речь, её особенности. Аргументация в воздействующей речи. Виды аргументов.
Тема 1.2. Коммуникативные качества речи
Содержание учебного материала
Понятие коммуникативной целесообразности и коммуникативных качеств речи.
Основные коммуникативные качества речи, их характеристика.
Связь коммуникативных качеств речи с реализацией языковых норм в речи, с функционально-стилистической дифференциацией языка и прагматическими условиями общения.
Виды норм. Обязательные и вариативные нормы.
Понятие речевой ошибки. Виды речевых ошибок.
Лингвистические словари и справочники. Типы ортологических словарей.
Тема 1.3. Речевой этикет
Содержание учебного материала
Понятие этикета. Деловой и неофициальный этикет.
Речевой этикет. Факторы формирования речевого этикета.
Основные группы формул речевого этикета.
Раздел 2. Речевое общение
Студент должен
знать:
– ключевые понятия;
– правила речевой коммуникации;
– основные принципы делового общения;
– требования к речевой коммуникации в деловой среде;
– правила речевого этикета в деловом общении;
– реализовывать в ситуациях делового общения правила речевого этикета.
уметь:
– строить и анализировать речь с учётом правил и требований речевой коммуникации в неофициальной и деловой среде;
– выявлять типичные ошибки, снижающие эффективность делового общения;
– реализовывать в ситуациях делового общения правила речевого этикета.
Тема 2.1. Современное понятие речевого общения
Содержание учебного материала
Понятие общения и речевого общения.
Основные единицы речевого общения.
Правила речевой коммуникации.
Эффективность речевой коммуникации.
Нравственные установки участников речевой коммуникации.
Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.
Тема 2.2. Речевое общение в деловой среде
Содержание учебного материала
Понятие делового общения. Принципы делового общения.
Требования к речевой коммуникации в деловой среде.
Типичные коммуникативные ситуации и вербальные и невербальные средства общения.
Речевой этикет в деловом общении.
Практическое занятие № 1. Особенности делового общения
Реализация требований к речевой коммуникации в деловой среде; формирование умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, используя вербальные и невербальные средства общения; отработка навыков использования формул речевого этикета в профессиональной среде.
Раздел 3. Устная и письменная официально-деловая речь
Студент должен
знать:
– ключевые понятия;
– языковые особенности официально-делового стиля и его подстили;
– типы документов и правила их оформления;
– требования, предъявляемые к языку и стилю устной и письменной деловой речи;
– новые тенденции в практике русского делового письма, правила использования этикетно-речевых формул в деловом телефонном разговоре и в документе;
уметь:
– реализовывать требования к речевой коммуникации в деловых контактах;
– создавать устные и письменные деловые тексты с учётом требований к их языку и стилю;
– выявлять и исправлять нарушения норм и требований в устной и письменной деловой речи;
– использовать в устной деловой речи и в документе правила речевого этикета.
Тема 3.1. Особенности официально-делового стиля
Содержание учебного материала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.