Рабочая программа дисциплины "Основы профессиональной речевой компетентности", страница 3

– коммуникативные качества речи;

– основные группы формул речевого этикета;

уметь:

– строить свою речь в соответствии с требованиями литературной нормы, коммуникативных качеств речи и речевого этикета, создавать информативные и воздействующие тексты, свободно пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, выявлять и исправлять речевые ошибки.

Тема 1.1. Виды речи

Содержание учебного материала

Понятие речи.

Устная и письменная формы речи, их особенности. Различия между устной и письменной речью.

Коммуникативные и стилевые признаки кодифицированной усной речи. Её отличие от разговорной речи.

Информативная речь, её особенности.

Воздействующая речь, её особенности. Аргументация в воздействующей речи. Виды аргументов.

Тема 1.2. Коммуникативные качества речи

Содержание учебного материала

Понятие коммуникативной целесообразности и коммуникативных качеств речи.

Основные коммуникативные качества речи, их характеристика.

Связь коммуникативных качеств речи с реализацией языковых норм в речи, с функционально-стилистической дифференциацией языка и прагматическими условиями общения.

Виды норм. Обязательные и вариативные нормы.

Понятие речевой ошибки. Виды речевых ошибок.

Лингвистические словари и справочники. Типы ортологических словарей.

Тема 1.3. Речевой этикет

Содержание учебного материала

Понятие этикета. Деловой и неофициальный этикет.

Речевой этикет. Факторы формирования речевого этикета.

Основные группы формул речевого этикета.

Раздел 2. Речевое общение

Студент должен

знать:

– ключевые понятия;

– правила речевой коммуникации;

– основные принципы делового общения;

– требования к речевой коммуникации в деловой среде;

– правила речевого этикета в деловом общении;

– реализовывать в ситуациях делового общения правила речевого этикета.

уметь:

– строить и анализировать речь с учётом правил и требований речевой коммуникации в неофициальной и деловой среде;

– выявлять типичные ошибки, снижающие эффективность делового общения;

– реализовывать в ситуациях делового общения правила речевого этикета.

Тема 2.1. Современное понятие речевого общения

Содержание учебного материала

Понятие общения и речевого общения.

Основные единицы речевого общения.

Правила речевой коммуникации.

Эффективность речевой коммуникации.

Нравственные установки участников речевой коммуникации.

Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.

Тема 2.2. Речевое общение в деловой среде

Содержание учебного материала

Понятие делового общения. Принципы делового общения.

Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

Типичные коммуникативные ситуации и вербальные и невербальные средства общения.

Речевой этикет в деловом общении.

Практическое занятие № 1. Особенности делового общения

Реализация требований к речевой коммуникации в деловой среде; формирование умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, используя вербальные и невербальные средства общения; отработка навыков использования формул речевого этикета в профессиональной среде.

Раздел 3. Устная и письменная официально-деловая речь

Студент должен

знать:

ключевые понятия;

языковые особенности официально-делового стиля и его подстили;

типы документов и правила их оформления;

требования, предъявляемые к языку и стилю устной и письменной деловой речи;

новые тенденции в практике русского делового письма, правила использования этикетно-речевых формул в деловом телефонном разговоре и в документе;

уметь:

– реализовывать требования к речевой коммуникации в деловых контактах;

– создавать устные и письменные деловые тексты с учётом требований к их языку и стилю;

– выявлять и исправлять нарушения норм и требований в устной и письменной деловой речи;

– использовать в устной деловой речи и в документе правила речевого этикета.

Тема 3.1. Особенности официально-делового стиля

Содержание учебного материала