Действие камеры основано на конденсации пересыщенных паров этилового спирта. Вокруг ионов, которые образуются в газах при прохождении через них алъфа-частиц. Охлаждение паров, необходимое для создания пересыщенного состояния, достигается в результате их адиабатного расширения при помощи резиновой груши. При определенной скоростирасширении та конденсация содержащихся в нем паров происходит только на ионах.При этом полет каждой альфа-частицы отмечается появлением полоски тумана(трека).
1..Конденсация водяного кара на частицах
Этот опыт является предварительной демонстраций, раскрывающей принцип действия камеры Вильсона.
Стеклянную колбу споласкивают водой и укрепляют вверх дном в лапке штатива (рис. 12) Отверстие колбы закрывают резиновой пробкой, в которую вставляют резиновую грушу. Сначала грушу медленно сжимают, а затем быстро отпускают. При расширении воздуха существенных изменений в колбе не наблюдается (в демонстрации применяют подсвет). После этого колбу открывают и к ее отверстию подносят пламя от спички. Снова закрывают колбу и повторяют опыт. Теперь при расширении воздуха колба наполняется густым туманом: насыщающий водяной пар переходит в перенасыщенный и конденсируется на частицах колоти и ионах, введенных в колбу пламенем спички.
Опыт убеждает учащихся в том, что частицы могут быть центрами конденсации пара.
2, Наблюдение следов альфа-частиц.
Камеру для наблюдения следов альфа-частиц устанавливают на проекционном аппарате с приспособлением для горизонтального проецирования и присоединяют к выпрямителю тока напряжением 250—300 В (рис.13).
Включают проекционную лампу и, передвигая объектив, добиваются на экране четкого изображения шарика с радиоактивным препаратом.
В резиновую грушу набирают 2-3 капли смеси (25% ацетона, 50% этилового спирта и 25% воды) или спирта-ректификата и присоединяют ее с помощью резиновой трубки
к камере.
Сосредоточив внимание учащихся на изображении радиоактивного аппарата на эк-
ране, медленно сжимают грушу, а затем быстро отпускают. Повторяя это насколько раз и постепенно увеличивая степень сжатия груши, находят соотношение объемов, при котором получается наилучшая видимость греков (рис. 14).
Так как следы альфа-частиц можно наблюдать лишь в течение 1,5 - 2 сек после расширения воздуха, то опыт следует еще несколько раз повторить при найденном оптимальной сжатии груши и
обратить внимание учащихся на прямолинейность следов, их одинаковую толщину и длину, что указывает на одинаковую энергию всех вылетающих альфа-частиц. Все следы начинаются от поверхности радиоактивного препарата и резко обрываются в воздухе.
Электрическое поле, приложенное к камере, играет в опыте второстепенную роль: оно удаляет из камеры ионы, непрерывно образующиеся под действием радиоактивного излучения В случае загрязнения камеры радиоактивными веществами могут также наблюдаться следы, начинающиеся от стенок камеры. Без электрического поля наблюдение следов заряженных частицбыло бы невозможно из-за образования в камере сплошного тумана.
ОПЫТ№7
СЧЕТЧИК ИОНИЗИРУЮ ЩИХ ЧАСТИЦ,
Оборудование: демонстрационный счетчик ионизирующих частиц со счетной трубкой СБМ-20 (или СТС-6 или СТС-8); лабораторный счетчик ионизирующих частиц; усилитель низкой частоты демонстрационный; динамический громкоговоритель на подставке; выпрямитель ВУТТ-2; радиоактивный препарат; провода соединительные.
Собирают установку по рисунку 15.
На вход усилителя низкой частоты включают счетную трубку, укрепленную на демонстрационной панели, а на выход - динамический громкоговоритель. Счетчик и усилитель питают от универсального выпрямителя, причем на счетчик подают регулируемое в пределах от 0 до 450 В постоянное напряжение (соединяют последовательно зажимы, с которых снимаются постоянное напряжение 350 В и регулируемое напряжение (0±100 В), а на усилитель - постоянное напряжение 250 В и переменное 6,3В. Электрическую схему установки вычерчивают на классной доске и разъясняют ее учащимся, причем работу усилителя низкой частоты не рассматривают. Основное внимание обращают на устройство, принцип действия и способ включения счетчика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.