Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 11 класса "Квантовая физика". Выполнение демонстрационных опытов "Получение спектральных цветов и их сложение", "Внешний фотоэффект", страница 2

     1996, №№ 8,14,23-26;

1997, №№ 6,18,20,47;

    1998, №№ 11,12, 22,24;                                                                                                          

1999, №№ 4,5,7-10, П. .                               


III.    ЗАДАНИЯ.                           .

3.1.  Познакомьтесь с содержанием темы по программе [1,1] и учебникам [1.2 и 1.3]

3.2.  Проведите научно-методический анализ содержания темы. Для этого определите науч­ное и политехническое значение темы, возможности её для развития мышления и мировоззрения, прочитав литературу [1.4-1.7; 2.1; 2.1 IJ. Кратко запишите.

3.3.  Раскройте методику одного из вопросов темы: фотоэффект, его законы; фотоны; моде­ли атома; испускание и поглощение энергии атомом; ядро атома, радиоактивность; цепная реакция, термоядерные реакции; элементарные частицы, их свойства. Определите место и роль демонстрационных опытов, используя пособия [1.8-1.10], Запишите.

3.4.  Выполните опыты №1-4 но данному пособию или опыты №№ 111, 113, 114, 115 из [1.8-1.10] сделайте рисунки, опишите опыты.

Примечание:

Первые три задания выполняйте до занятия. На занятии проведите опыты и отчитай­тесь за работу.

IV.     ПРОГРАММНЫЕ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОПЫТЫ.

1.  Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

2.  Модель опыта Резерфорда.

3.  Наблюдение треков в камере Вильсона.

4.  Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

5.  Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой пластиной.

6.  Законы внешнего фотоэффекта.

7.  Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

8.  Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.


ОПЫТ № IV

 ПОЛУЧЕНИЕ СПЕКТРАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ И ИХ СЛОЖЕНИЕ.

Оборудование: проекционный аппарат, призмытрехгранные: одна — из флинтгласа, другая — из кронгльса, призм» прямою зрения, прибор для сложения цветов спектра, экран переносный.

Получение спектральных цветов.

Получение яркого я четкого сплошного спектра на экране необходимо не только для демонстрации явления дисперсии, но и для демонстрации линейчатых спектров испуска­ния, спектров поглощения, синтеза спектральных цветов и проведения других опытов.

Установка собирается на скамье проекционного аппарата из осветителя с конденсором, ширмы со щелью, объектива и трехгранной призмы из флинтгласа, как показано на
схеме (рис. 1).                                                                                               

Источник света располагают приблизительно в главном фокусе задней линзы конденсора. В образовавшемся после конденсора световом конусе перемещают вдоль оптиче­ской оси раздвижную щель и закрепляют ее в таком месте, где сечение светового конуса полностью перекрывает щель. Между «ложами» щели оставляют просвет 1,5 2 мм. С помощью объектива получают на экране, расположенной у другого края демонстрационного                                                                                                                                            стола, увеличенное, резкое, равномерно освещенное изображение щели.

После этого перед объективом на подъемном столике устанавливают призму так, чтобы ее преломляющее ребро было параллельно щели, а весь пучок света проходил сквозь грани преломляющего угла. Тогда на экране, переставленном из положения 1 в новое положение 2, при полной затемнении класса будет хорошо виден сплошной спектр.

Для более точной установки призмы ее слегка поворачивают вокруг вертикальной оси до тех пор, пока угол между пучком света, выходящим из призмы, и главной оптической осью объектива не станет минимальным (метод минимально­го уклонения преломленного луча). В таком положении преломленный пучок света будет направлен параллельно основанию призмы и образует внутри нее с боковыми гранями равные углы (рис. 2).