Небольшие токи (микроамперы), получаемые от фотоэлементов с внешним фотоэффектом, недостаточны для срабатывания электромагнитного реле, непосредственно включенного в цепь фотоэлемента. Поэтому электромагнитное реле приходится включать через усилитель. В качестве такого усилителя можно взять универсальное электронное реле, описанное в главе III, § 1 [1.8].
На панели электронного реле устанавливают газонаполненный фотоэлемент ЦГ-3.
При этом анод фотоэлемента соединяют с верхним левый зажимом, а катод—с зажимом, соединенным с сеткой лампы (рис. 10), Подвижный контакт переменного резистора, включенного между сеткой и катодом лампы, устанавливают так, чтобы была введена примерно одна треть его сопротивления.
В исполнительную цепь электромагнитного реле через нормально разомкнутые контакты включают обычную лампу накаливания. Питание фотореле осуществляют от выпрямителя ВУП-2, а питание исполнительной цепи от осветительной сети.
Чтобы во время демонстрации общее освещение в классе не создавало помехи, на фотоэлемент надевают защитный колпачок с небольшим окошком.
При неосвещенном фотоэлементе обращают внимание учащихся на то, что якорь электромагнитного реле не притягивается к сердечнику и исполнительная цепь разомкнута. При этом полезно слегка нажать рукой на якорь и показать, что лампа загорается, если исполнительную цепь замкнуть. При отпускании якоря цепь размыкается и лампа гаснет. Значит, при неосвещенном фотоэлементе ток в анодной цепи отсутствует или его величина недостаточна для срабатывания реле
Затем освещают фотоэлемент, направив на нее пучок света от электрического фонарика. Под действием света возникает эмиссия электронов с фотокатода. В цепи фотоэлемента возникает ток и на включенной части переменного резистора образуется разность потенциалов. Потенциал сетки электронной лампы повышается. Ток в анодной цепи значительно возрастает При этом электромагнитное реле срабатывает и включает лампу.
Если убрать фонарик или выключить его, ток в
цепи фотоэлемента уменьшается; со
ответственно
понижается потенциал сетки электронной лампы и уменьшается ток в анод
ной цепи. Якорь под действием пружины отходит от сердечника катушки
электромагнитного реле, исполнительная цепь размыкается и лампа гаснет.
Затем включают лампу накаливания в цепь нормально замкнутых контактов электромагнитного реле и повторяют опыт. Теперь при затемненном фотоэлементе лампа накаливания горит, а при освещенном — гаснет.
ОПЫТ №6
НАБЛЮДЕНИЕ СЛЕДОВ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ В КАМЕРЕ ВИЛЬСОНА
Оборудование: камера для наблюдения
следов альфа-частиц; проекционный аппарат ФОС-67; выпрямитель ВУП-2; колба стеклянная
емкостью 1л с резиновой грушей; штатив
универсальный; спирт; спички; провода соединительные.
Перед демонстрацией опыта учащихся кратко знакомят с устройством школьной камеры для наблюдения следов альфа-частиц (рис. 11). Камера представляет собой металлическое или пластмассовое кольцо, плотно закрытое сверху и снизу стеклянными пластинками. Для герметизации камеры применены резиновые прокладки Пластинки прижимаются к корпусу при помощи двух (верхнего и нижнего) метал-
лических колец и четырех винтов с гайками. На боковой поверхности камеры имеется патрубок для присоединения резиновой груши. Внутри камеры находится легко вынимающийся радиоактивный препарат. Верхняя стеклянная пластинка имеет на внутренней поверхности прозрачный токонроводящий слой. Внутри камеры находится металлическая кольцеобразная диафрагма, имеющая ряд щелевых отверстий. С последней соприкасается гофрированная диафрагма, которая является боковой стенкой рабочею пространства камеры и служит для устранения вихревых движений воздуха.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.