На экране учащиеся будут видеть три яркие линии спектра паров ртути: желто-оранжевую, зеленую и фиолетовую. Четвертая же линия (синяя) выражена слабо. Учащиеся могут ее заметить, если на это отдельно обратить их внимание.
Так как лампа ПРК-4 должна гореть в горизонтальном положении, то и щель полезно расположить гак же, т.е. параллельно оси лампы. Тогда наблюдаемые линии будут видны несколько ярче.
2. Линейчатый спектр может быть получен и с помощью дуговой лампы. Для проведения этого опыта необходимо заранее подготовить угли, начинив их солями или поместив в них кусочки проволоки (медной, железной или цинковой), С этой целью по оси сплошных углей просверливают небольшой канал (глубиной 20-30 мм и диаметром 2 3 км), в который плотно набивают соли (глауберов}', поваренную, медный купорос) или вставляют небольшие кусочки проволоки. Один уголь можно начинить обычным мелом.
В дуговой лампе горизонтальный уголь должен быть начиненным, а вертикальный - сплошным. Горизонтальный уголь соединяют с положительным полюсом (при питании дуги постоянным током), а вертикальный - с отрицательным.
Во время демонстрации опыта необходимо угли разводить возможно шире и проецировать на экран не кратер, а саму дугу, так как именно в дуг* будут содержаться раскаленные нары соответствующего элемента.
После наблюдения одного линейчатого спектра выключают ток и вынимают горизонтальный уголь (закрепленный конец угля после недлительного горения почти холодный). Вместо него устанавливают другой начиненный уголь и повторяют опыт. Обращают внимание учащихся на то, что характер линейчатого спектре изменился.
Следует иметь в виду что получаемые таким путем линейчатые спектры оказываются наложенными на сплошной спектр от раскаленных углей дум.
Опыт№3
ВНЕШНИЙ ФОТОЭФФЕКТ.
Оборудование: осветитель ультрафиолетовый «Фотон», электрометр; цинковая, медная, свинцовая, алюминиевая и стеклянная пластинки; пластинка, покрытая сажей; палочки
из эбонита и стекла для электризации; мех; кожа; наждачная, бумага; кусок картона, секундомер электрический демонстрационный.
Цинковую пластинку, например из набора по электролизу, зачищают с одной стороны до блеска и устанавливают вертикально на стержне электрометра (рис. 6).
На расстоянии примерно 50 см от электрометра устанавливают ультрафиолетовый осветитель.
Пластинку поворачивают зачищенной стороной к осветителю и заряжают отрицательно от эбонитовой палочки.
Как только стрелка электрометра установится, и учащиеся убедятся, что заряд на пластинке хорошо сохраняется, включают осветитель и наблюдем постепенную потерю цинковой пластинкой отрицательного заряда.
Обращают внимание на то, что разряд электрометра начинается сразу же после освещения пластинки и быстро прекращается, если свет от осветителя перекрыть.
После этого цинковую пластинку заряжают положительно от стеклянной палочки. Знак заряда проверяют с помощью заряженной эбонитовой папочки: приближение ее к пластинке уменьшает угол отклонения стрелки электрометра. Затем ширму снова отодвигают в сторону и убеждаются, что стрелка электрометра остается неподвижной даже при продолжительном облучении. Cвет не может выбить из цинка положительные заряды; электроны же из положительной пластины не выбиваются потому, что они удерживаются электрическим полем положительного заряда.
Далее освещают незаряженную пластинку. Начавшийся на ней а первый момент фотоэффект очень скоро прекращается, так как, потеряв часть электронов, пластинка оказывается заряженной положительно. Этот заряд очень мал и школьным электрометром не обнаруживается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.