Если к цинковой пластинке постепенно приближать положительно заряженную стеклянную палочку, стрелка электрометра все больше отклоняется от нулевого деления шкалы и не возвращаются к нему после удаления палочки. Исследование показывает, что оставшийся на пластинке заряд является положительным. Это означает, что цинк под действием падающего на него излучения терял электроны. Процесс этот продолжался все время, поскольку электрическое поле положительно заряженной палочки помогло удалять с пластины отрицательный заряд. Это и привело к накоплению на электрометре значительного по величине положительною заряда, который уже обнаруживается.
Эти опыты убеждают учащихся в тон, что причиной ухода зарядов с цинковой пластины является свет и что под действием квантов света из цинковой пластинки выбиваются только отрицательные заряды - электроны.
Учащимся поясняют, что практически мгновенное возникновение фотоэффекта нельзя объяснить vточки зрения волновых представлений о свете; согласно этим представлениям между началом облучения и моментом выпета электрона должно пройти некоторое время, связанное с постепенным накапливанием электроном энергии за счет поглощения приходящих волн.
Безынерционность фотоэффекта доказывает квантовую
природу света. Электрон,
получив при благоприятных условиях энергию отдельного кванта, сразу покидает
поверхность
вещества.
После обнаружения фотоэффекта на цинковой пластинке важно показать это явление на других металлах, я также на неметаллических телах.
Для этого описанный выше опыт повторяют в первую очередь
с медной и свинцовой
пластинками
из набора по электролизу. Желательно также приготовить пластинки из других металлов и
провести с ними опыт. Все пластинки с одной стороны предварительно зачищают
наждачной бумагой до блеска, а их края округляют и шлифуют. В качестве
неметаллического вещества удобно взять сажу; ее наносят тонкий слоем на
металлическую пластинку, для чего последнюю помещают в коптящее пламя.
Пластинки поочередно устанавливают на электрометре, заряжают отрицательно до одинакового потенциала, а затем разряжают при помощи светового пучка от ультрафиолетового осветителя (рис. 7). Время разряда в каждом случае измеряют при помощи демонстрационного или ручного секундомера.
Измерения показывают, что медленнее всех разряжается пластинка, покрытая сажей, а быстрее - цинковая пластинка; немного медленнее цинковой разряжается алюминиевая пластинка и еще примерно в два раза медленнее теряют заряд свинцовая и медная пластинкА.
Так как размеры пластин, начальный заряд и величина светового потока в этих опытах не меняются, то результаты измерения разряда пластин позволяют сделать важный вывод о том, что различные тела под действием света неодинаково освобождают электроны. Иначе говоря, величина работы выхода электронов у различных тел различна. Чем работа выхода меньше, тем больше электронов выбивает свет в единицу времени и тем быстрее пластина разряжается.
В связи с этим желательно познакомить учащихся с табличными данными работы выхода у различных металлов и отметить, что она имеет наименьшее значение у щелочных металлов (калий, цезий). По этой причине щелочные металлы широко применяются для изготовления катодов.
ОПЫТ № 4
ЗАКОНЫ ВНЕШНЕГО ФОТОЭФФЕКТА.
Оборудование: фотоэлемент СЦВ-4 на подставке, гальванометр от демонстрационного амперметра, усилитель к гальванометру, вольтметр демонстрационный, выпрямитель ВУП-2, проекционный аппарат ФОС-67, реостат сопротивлением 600 Ом, метр демонстрационный, штатив универсальный, провода соединительные,
Как известно, внешний фотоэффект характеризуется законом Столетова и уравнением Эйнштейна.
Для демонстрации закона Столетова собирают установку по рисунку 8.
В корпус осветителя проекционного аппарата вставляют автомобильную лампу («точечный» источник света), конденсор снимают. Позади проекционного аппарата горизонтально укрепляют демонстрационный метр так, чтобы его начало приходилось про
тив нити лампы. В рейтере укрепляют вакуумный фотоэлемент СЦВ-4, смонтированный на самодельной подставке; фотоэлемент включают в электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке 9,а.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.