Лекция 6
Автоматизированное проектирование продольного профиля
1. Принципы построения проектной линии продольного профиля.
2. Оптимизационные и не оптимизационные методы.
3. Анализ плавности проектной линии продольного профиля дороги, построенной с помощью квадратических парабол.
4. Проектная линия, построенная с помощью кубических парабол (кубических сплайнов)
5. Преимущества проектной линии, построенной из кубических парабол
6. Способы построения проектной линии продольного профиля в программе CREDO и IndorCAD
1 Принципы построения проектной линии продольного профиля
При построении проектной линии продольного профиля точно также используются два принципа: полигональный и сплайнов. В первом случае используется метод тангенсов – строится ломаный ход и в образовавшиеся углы перелома вписываются вертикальные кривые. Во втором случае строится сначала эскизная проектная линия, а затем она аппроксимируется различными функциями.
Метод тангенсов реализован в программе PLATEIA (Словения).
2 Оптимизационные и не оптимизационные методы
Различают оптимизационные и неоптимизационные методы автоматизированного проектирования продольного профиля. В неоптимизационных методах идёт многовариантная проработка проектной линии. На выбор окончательного варианта в них значительное влияние оказывает субъективный фактор.
В оптимизационных методах окончательный вариант выбирается с помощью целевой функции. Оптимальным считается тот вариант, для которого целевая функция принимает минимальное значение:
К*=min(К1, К2, …, Кn). (1)
В самом простом случае в качестве целевой функции принимаются строительные затраты на возведение земляного полотна Кзп. В этом случае условие (1) можно выразить через минимизацию суммы квадратов рабочих отметок:
, (2)
где N – количество ординат продольного профиля, , - проектная отметка оси дороги и отметка земли по оси дороги на i-й ординате соответственно.
3 Анализ плавности проектной линии продольного профиля,
построенной с помощью квадратических парабол
Традиционно проектная линия продольного профиля конструируется из сопряжённых прямолинейных отрезков, дуг круговых кривых или заменяющих квадратических парабол, у которых радиус на всём протяжении элемента практически постоянен. Критерием плавности проектной линии принято считать согласование продольных уклонов. То есть в точке сопряжения продольный уклон одного элемента должен быть равен уклону другого элемента.
Однако этот переход от одного элемента к другому не является плавным. Если в точке перехода от одного элемента к другому радиус вертикальной кривой изменяется скачком, то скачком будет изменяться и центробежное ускорение, определяемое по формулам (3) и (4) для вертикальных кривых с радиусами R1 и R2 соответственно (R1≠R2):
, (3)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.