Лекция 3
Тема 2. Особенности технологии проектно-изыскательских работ
при автоматизированном проектировании автомобильных дорог
1. Причины, по которым требуются коренные изменения в технологии проектно-изыскательских работ.
2. Отличительные особенности производства изыскательских работ для нужд автоматизированного проектирования.
3. Понятие полосы варьирования.
4. Аналитический метод построения полосы варьирования.
5. Замкнутая технология проектно-изыскательских работ.
1. Причины, по которым требуются коренные изменения
в технологии проектно-изыскательских работ
Использование систем автоматизированного проектирования требует коренных изменений во всей традиционной технологии сбора и переработки проектно-изыскательской информации. Это вызвано следующими обстоятельствами.
1. При традиционном способе проектирования изыскания проводятся в пределах узкой полосы (60-200 м) вдоль априори выбранного варианта автомобильной дороги. В случае автоматизированного проектирования ведется многовариантная проработка основных инженерных решений, следовательно, объем исходной информации значительно возрастает. Информация собирается в пределах широкой полосы варьирования.
2. Учитывая сжатые сроки проектирования, такая информация просто физически не может быть получена и обработана в таком огромном объеме с помощью традиционного изыскательского оборудования. Более того, требуется специальная обработка этой информации для того, чтобы ввести в ЭВМ.
3. Традиционные технологии изысканий имеют невысокую точность.
Таким образом, автоматизированное проектирование автомобильных дорог является малоэффективным действием без использования современных изыскательских технологий.
2. Отличительные особенности производства изыскательских работ
для нужд автоматизированного проектирования
Отличительные особенности производства изыскательских работ для нужд автоматизированного проектирования автомобильных дорог состоят в следующем:
- получение информации в широкой полосе варьирования, ширина которой может достигать 1/3 длины трассы;
- использование методов аэроизысканий (40-60 % от общего объема изыскательских работ);
- применение электронного геодезического оборудования, т.е. приборов автоматически регистрирующих результаты измерений на носители информации в виде, пригодном для непосредственного ввода в ЭВМ;
- широкое применение геофизических методов при инженерно-геологических обследованиях (электросейсморазведка, динамическое и статическое зондирование, радиолокационная подповерхностная съемка и т.д.)
3. Понятие полосы варьирования
Полоса, в пределах которой могут пройти конкурирующие варианты трассы, называется полосой варьирования.
Выбор размеров полосы варьирования является ответственной задачей. Назначение излишне широкой полосы приводит к неоправданному увеличению объемов проектно-изыскательских работ и сильно осложняет поиск оптимального варианта. Недостаточно широкая полоса может не охватить оптимальный вариант трассы.
За рубежом выбору полосы варьирования уделяется осень большое внимание, т.к. в ходе последующего проектирования удается находить проектные решения, строительная стоимость которых уменьшается почти на 10%, по сравнению со стоимостью остальных вариантов. В США в связи с этим затраты на изыскания и обоснование зоны варьирования составляет порядка 50% от суммы затрат на весь комплекс изыскательских работ.
4. Аналитический метод построения полосы варьирования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.