, (4)
где v – скорость автомобиля. Соответственно скачком будет изменяться и центробежная сила, определяемая по формулам
F1=ma1 и F2=ma2,
где m –масса автомобиля.
Именно в этом проявляется «неплавность» продольного профиля. При большой скорости движения автомобиля скачкообразные изменения центробежной силы будут ощущаться в виде толчков.
Таким образом, плавность проектной линии, в принципе, невозможно обеспечить, применяя в качестве сопрягающего элемента круговые кривые или аппроксимирующие их квадратические параболы. При такой конструкции продольного профиля в точках сопряжения радиус вертикальной кривой всегда будет меняться скачком.
Чтобы обеспечить плавность проектной линии продольного профиля необходимо использовать кубические параболы. Тогда в пределах одного элемента радиусы будут плавно изменяться.
4 Проектная линия, построенная из кубических парабол
(кубических сплайнов)
Общее уравнение кубической параболы имеет вид:
H(x)=H0+x(I0+x(C0+xD)) . (5)
Здесь H0, I0, C0, D – коэффи-циенты, имеющие физический смысл:
H0 – отметка проектной линии в начале элемента;
I0 – уклон касательной к проектной линии в начале элемента;
C0 – кривизна проектной линии в начале элементаили скорость изменения уклона;
D – скорость изменения кривизны или ускорение изменения уклона проектной линии в пределах рассматриваемого элемента.
Если раскрыть скобки, то выражение (5) примет вид:
H(x)=H0+I0x+C0 x2+D x3
Частными случаями функции (5) являются:
- квадратическая парабола – элемент с постоянной кривизной, т.е. D=0:
H(x)= H0+I0x+C0 x2. (6)
Данная формула легко переходит в формулу из метода Антонова. В самом деле, за начальную точку элемента принимаем вершину кривой. Как известно, в вершине I0= 0‰, H0=Hв. Тогда формула (6) перепишется в знакомом виде:
- прямой отрезок с нулевой кривизной, т.е. D=0 и C0=0. Тогда выражение (5) примет вид:
H(x)=H0+I0x. (7)
Формула (7) лежит в основе метода тангенсов.
Таким образом, проектная линия, построенная из кубических парабол, является естественным обобщением известных ранее методов тангенсов и квадратических парабол (Антонова).
При конструировании проектной линии профиля круговыми кривыми (квадратическими параболами) принято, что отдельный конструктивный элемент – это либо выпуклая, либо вогнутая кривая. При использовании кубической параболы в отдельном конструктивном элементе, т.е. в пределах одной кривой может быть и вогнутая и выпуклая ветвь (а может быть и одна - выпуклая или вогнутая).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.