ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Мы не собираемся затрагивать здесь вопрос о произведении искусства в целом. Хотя он и связан тесно с проблемой Воображаемого, для его рассмотрения потребовалось бы написание специальной работы. Но вполне уместно сделать некоторые выводы из тех продолжительных исследований, когда примером нам служила статуя, портрет Карла VIII или роман. Последующие замечания касаются в основном типа существования произведения искусства. И уже сейчас можно сформулировать главное: произведение искусства — это ирреальное.
Для нас это станет ясно, как только мы, например, с совсем другим намерением рассмотрим портрет Карла VIII. Сначала мы поняли, что Карл VIII был объектом. Но, разумеется, объект этот совсем иного рода, чем картина, холст, реальный красочный слой. Пока мы рассматриваем холст и раму как таковые, перед нами не возникает эстетический объект. Причем не потому, что его скрывает картина: дело в том, что он не может быть дан сознанию, реализующему (данное в наличии). Он возникает в тот момент, когда сознание осуществляет радикальную, предполагающую неантизацию[1] мира, конверсию и конституирует себя как воображающее. Так, как будто из этих вот кубиков можно по собственной воле увидеть пять пли шесть. Однако не следует утверждать, что когда их видят пять, то маскируется тот аспект рисунка, где их бы оказалось шесть. Скорее мы просто не в состоянии видеть пять и одновременно шесть кубиков. Интенциональный[2] акт, который воспринимает пять кубиков, самодостаточен, он завершен и исключает акт, принимающий во внимание шесть кубиков. То же самое происходит при восприятии в образе Карла VIII, который изображен на картине. Изображенный Карл VIII необходимо соотносится с интенциональным актом воображающего сознания. И поскольку этот Карл VIII ирреален как то, что постигается в картине и является объектом наших эстетических оценок (именно о нем мы говорим, что он «волнует», «изображен с пониманием, мощью, изяществом» и т. д.), то мы вынуждены признать, что эстетический объект в картине — это ирреальное. Подобная констатация крайне важна, если, конечно, вдуматься в обычное смешение реального и воображаемого в произведении искусства. Действительно, довольно часто говорят, что у художника сначала имеется идея в образе, который он затем реализует на полотне. Причина ошибки здесь в том, что художник на самом деле может исходить из психического образа, который как таковой некоммуникабелен, а также в том, что в конце работы он представляет публике объект, доступный созерцанию каждого. И тогда полагают, что имеет место переход от воображаемого к реальному. Но это вовсе не так. Реальному не требуется усилий для утверждения своей реальности — это результат ударов кисти, грунтовки холста, его фактуры, наложенного на краски лака. Но как раз все это не является объектом эстетических оценок. Наоборот, прекрасно именно то существо, которое не может предоставить себя восприятию и по самой своей природе изолировано от мира. Мы докажем это тем, что нельзя осветить данное существо, направляя на картину луч света: освещается картина, а не само это существо. На самом деле художник вовсе не реализует свой психический образ: он просто создает такой материальный аналог, что каждый, рассматривая только его, может уловить сам образ. Но даже наделенный аналогом, образ остается образом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.