1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ.
Аристотель определяет философию, как «беожественную» науку о «божественном». Существует другое определение – самая свободная из всех наук. Дело в том, что философия наука самая молодая. Другие науки развивались вследствие потребностей человека, его материальных интересов. Когда все насущно необходимое было достигнуто, стала развиваться философия – изучение ради познания, незаинтересованный подход. Слово «Философия» раскрывается как греческие «филос» + «софис», что значит «любовь к мудрости» или «любовь к истине». Понятие Истины (некой абсолютной) пристуствует почти во всех философских системах, т.о. можно утверждать, что философия – наука об истине. Ее можно определить, как учение о познании основ мироздания, опирающееся на рациональную аргументацию, но не на эмоции.
Обычно выделяют четыре основны значения философии для человека. Первое – философия освобождает человека от невежества т.е. делает его свободным (ибо невежественный человек не познает мира в котором живет, и значит не чувствет себя в нем как дома, он несвободен). Второе – философия выше утилитарной сферы (т.е. вышеописанный незаинтересованный подход). Третье – она служит постижению истины. Четвертое – средство воспитания духе, мышления человека, ибо только мыслящий человек свободен по-настоящему.
На любом этапе развития общества философия является итогом культурного развития, и, в свою же очередь, направляет дальнейшее развитие культуры. Философия придает культуре смысл, определяет принципы ее развития, развития знания и наук. Философия в культуре – средство выработки мировоззрения. В развитом обществе проблема взаимодействия культуры и философии существует как вполне самостоятельная, и выделяется направление «философии кульутры», «философии истории».
Обсудим структура философии. В любой философской системе перед человеком ставятся три вопроса. Первый: Какова сущность мира, и каково мое место в нем. Второй: Как познать эту сущность и мое отношение к ней. Третий: Каким должно быть мое поведение, чтобы сделать мой мир осмысленным. Соответственно, философская система состоит из трех разделов. Онтология – наука о бытии (в разных системах развита в разных формах: о природном бытии, об объективной реальности, об объективно-универсальном бытии (приходные и социальные явления) и т.д.). Гносеология – наука о познании, о методологии достижения Истины. Аксиология – наука о социальных ценностях и идеалах (пример – идеальный человек, идеальные общество).
Различных Философских Систем существует более 3000. Рассмотрим общую их классификацию. Выдяют два основых подвида – моноистические системы и дуалистические (плюралистические). Первые характерны наличием одной, единой начальной субстанции, лежащей в основе всего (например или только материя, или только дух), вторые – множественностью начал, но они противоречивы, и, следовательно, неадекватны – их не рассматриваем.
Таким образом классификацию можно представить в виде таблицы:
Философская система |
|||||||
Моноизм |
|||||||
Материализм |
Идеализм |
||||||
Метафизический(материя не подвергется качественным изменениям) |
Диалектический(мир непрерывно развивается отрицанием отрицания) |
Субъективный(мир – итог восприятие субъекта) |
Объективный(мир – одинаково воспринимаем всем, он объективен и не зависит от сознания) |
||||
Маханический |
Немеханический |
Не выходящий за ганицы применимости |
Выходящий за границы применимости |
Рациональный (подчиняется законам логики) |
Иррациональный (не подчиняется законам логики) |
Рациональный |
Иррациональный |
И окончательно Философию можно определить как: учение о наиболее общих свойствах и законах истинного (бытия), о познании, ведущем к истине, и о нормах счастливого поведения человека.
Философия имеет две основные функции, существенные для человека и общества – мировоззренческую и методологическую. Мировозренческая функция помогает определиться с целями жизни, сформулировать представления об идеалах и ценностях, ибо без смыслового наполнения жизнь человека пуста и люди добровольно уходят из жизни. Методологическая – важнейшая в естественных науках, она предоставляет ученым качественные модели в рамках которых они количественно развивают науку (пример – пространство с его атрибутами, атомистическая модель мира и т.д.). С аксиологической точки зрения философия сообщает обществу определенный базис социальных понятий, которым оперируют все субъекты – тоже методология (социальная).
2. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА И ЭПИКУРА [ 5 в.д.н.э. ]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.