Рисунок 1.1.- Сборочный ротор типа звездочка (а) и коллекторного типа(б).
Постоянные магниты 1, намагниченные по одной из осей, установлены на втулке 2 и магнитомягкого материала, которая в свою очередь закреплена на валу машины. Магниты устанавливаются таким образом, что по расточке образуются полюсы чередующей полярности. Для обеспечения механической прочности конструкции на собранные магниты и втулку надевают сварной бандаж. Он состоит из полюсных башмаков 3 из магнитной стали и немагнитных вставок 4, сваренных в местах стыка 5. Полюсные башмаки позволяют уменьшить воздушный зазор. Промежутки между магнитами заполняются компаундом 6.
При использовании этой конструкции удалось получить снижение массы, но и появились новые проблемы:
- не полностью реализованы высокие удельные энергетические показатели редкоземельных магнитов, т.е. объем ротора использован не весь;
- конструкция ротора не технологична, т.к. содержит много конструктивных элементов;
Наличие полюсных башмаков обеспечивает снижение воздушного зазора, но увеличивает индуктивность машины, что снижает жесткость внешней характеристики и усложняет совмещение двигательного и генераторного режимов.
Первым шагом на пути совершенствования конструкции роторов
оказалась разработка роторов коллекторного типа (рисунок 1.1 б). Конструкция
ротора коллекторного типа была предложена В.А. Балагуровым и А.А.Кецарисом.
Ротор набирается из призматических постоянных магнитов 1, намагниченных по
короткой оси. Магниты устанавливаются на немагнитную втулку (вал) 2 таким
образом, чтобы оси намагничивания были направлены тангенциально, причем
полярность смежных постоянных магнитов одноименна. Между магнитами
устанавливаются полюсы (концентраторы магнитного потока) 3 из магнитной стали.
Для обеспечения механической прочности на магниты сверху накладываются вставки
4 из немагнитного материала, которые привариваются к полюсам 3 (на рисунке 1.1
б позицией 5 обозначены места сварки). Иногда вместо вставок 4 на собранные
магниты и полюсы надевают сборный бандаж, аналогичны бандажу рисунка 1.1 а.
Магнитный поток, созданный постоянными магнитами, конструируется в полюсах, что
обеспечивает высокое значение высокое значение индукции в воздушном зазоре.
Основным достоинством коллекторной конструкции ротора является максимальное
использование энергии магнита. Действительно, редкоземельные магниты обладают
высокой остаточной индукцией. Поэтому в роторах типа звездочка индукция в
воздушном зазоре относительно невелика. В коллекторной же конструкции
обеспечивается концентрация магнитного потока, т.к. отношение может быть достаточно большим (
- ширина магнита,
-
полюсное деление,
- коэффициент полюсного
перекрытия). Очевидно, что наибольший эффект коллекторная конструкция дает при
большом числе полюсов, когда удается обеспечить высокое отношение
. Применение коллекторной конструкции
ротора позволяет снизить массу синхронных генераторов на 30%. К достоинствам
электрических машин с коллекторными роторами следует также отнести возможность
использования призматических постоянных магнитов с высокой удельной энергией
(высокое значение намагниченности благодаря простой форме), большие диаметры, а
следовательно, возможность разработки машин большой мощности. В настоящее время
коллекторные роторы являются по существу единственной конструкцией ротора для применения
в генераторах мощностью свыше 60 кВ
А. Однако, несмотря на
все преимущества коллекторных роторов у них есть и свои недостатки, а именно:
- несмотря на высокое использование объема собственно магнита, их доля в объема ротора относительно невелика, поэтому интегральное значение удельной энергии ротора значительно ниже удельной энергии магнита;
- наличие полюсов из магнитомягкой стали увеличивает индуктивность и, следовательно, снижает жесткость внешней характеристики, усложняет совмещение двигательного и генераторного режимов;
- сложность конструкции;
- наличие паразитных воздушных зазоров между полюсами и магнитами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.