Как было сказано выше основное применение стартер-генератора в автомобилестроении, обеспечение систем электроэнергией (различные системы контроля, стабилизации(SRS), акустическая система и т.д.). Данный вид нагрузки налагает свои особенности на работу синхронной машины. Особенности заключаются в том, что все эти системы питаются постоянным током. Для получения постоянного тока от машины переменного тока осуществляется путем подключения к его зажимам выпрямительного блока. Блок состоит из диодов, тиристоров или транзисторов. Как известно из ранее изученных курсов обучающего процесса существует несколько схем выпрямления переменного тока: мостовая и нулевая. Наибольшее распространение получила первая схема, т.к. у нее есть много преимуществ, такие как малые пульсации выпрямленного напряжения. Различают три процесса работы генератора на выпрямительную нагрузку: холостой ход, коммутационный процесс, режим нагрузки. Все эти процессы будут рассмотрены ниже. На рисунке 3.1 представлена схема СГПМ с двухполупериодным выпрямительным блоком на основе диодов.
Рисунок 3.1.- Схема СГПМ с двухполупериодным выпрямительным блоком.
При работе генератора на выпрямительную нагрузку пульсации выпрямленного напряжения зависит от фаз генератора и нагрузки.
Обычно выпрямительный блок состоит из диодов. В мостовой схеме различают две группы: катодная и анодная. При мгновенной коммутации вентили переключаются в точках естественной коммутации (пересечение фазных ЭДС): один из катодной группы, у которого к аноду приложен наибольший положительный потенциал, и один из анодной группы, у которого к катоду приложен наименьший отрицательный потенциал. Таким образом, в схеме работают всегда два вентиля. Продолжительность работы каждого вентиля составляет , а каждой фазы- . При холостом ходе генератора выпрямленное напряжение на участке :
(1)
Из выражения (1) видно, что выпрямленное напряжение не остается постоянным. При напряжение максимально: , при - минимально: . И постоянная выпрямленного напряжения:
(2)
Относительная пульсация напряжения:
(3)
Для рассматриваемой схемы , , . На рисунке 3.2 представлены диаграммы ЭДС и напряжений при холостом ходе.
Рисунок 3.2.- Временные диаграммы ЭДС и напряжений при холостом ходе.
Коммутационный процесс:
При нагрузке из-за большой индуктивности генератора в ней накапливается электромагнитная энергия, которая заставляет ток на вентилях исчезать не сразу, а ток открывающего вентиля тоже плавно нарастает до установившегося значения. Длительность процесса изменения тока называется углом коммутации . В период коммутации коммутируемые фазы с соответствующими вентилями работают одновременно и включены параллельно (рисунок 3.3, а).
Рисунок 3.3.- Расчетные схемы для коммутационного (а) и межкоммутационного (б) процессов.
Поэтому напряжение во время коммутации на их концах одинаковое. Если пренебречь падением напряжения на вентилях и активных сопротивлениях обмотки якоря:
(4)
Здесь под мгновенными ЭДС , понимают неискаженные ЭДС генератора (ЭДС за сопротивлением со стороны выходных зажимов):
.(5)
Сопротивление коммутации соответствует ЭДС самоиндукции, наводимой магнитными потоками от быстро изменяющихся токов. Коммутационный процесс эквивалентен по физическому смыслу начальной стадии внезапного двухфазного короткого замыкания генератора. В оценочных расчетах можно принять , где - индуктивное сопротивление рассеяния обмотки якоря.
Полагая, что индуктивность дросселя в звене постоянного тока велика и ток нагрузки сглажен до постоянного во времени, для режима непрерывного тока , можно записать и получить из (4) дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными:
Интегрируя это уравнение и учитывая начальные условия , найдем токи и напряжения на коммутационном участке:
(7)
Из уравнения (7) видно, что напряжение коммутируемых фаз в период коммутации изменяется во времени по косинусоиде, исходящих из точки пересечения фазных ЭДС (рисунок 3.4, а). Кривые изменения токов в фазах показаны на рисунке 3.4, б. Также из уравнения (7) нетрудно найти угол коммутации, если учесть, что при , :
(8)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.