Для организации системы управления риском можно также рекомендовать проведение набора как предварительных мероприятий, так и мероприятий, осуществляемых на постоянной основе [8—10], например:
зонирование территории по степени опасности;
организация хозяйственного освоения территории с учетом риска (в частности, сооружение химических предприятий в наименее опасных для населения районах);
регулярный мониторинг опасных явлений;
сооружение защитных средств;
оперативное противодействие опасному явлению (всеми доступными мерами) со стороны администрации накануне и во время его развития;
адекватное образование, обучение и информация населения.
Последний пункт означает, что лицу, принимающему решения, необходимо обладать знаниями, связанными с основными терминами и их определениями; общими представлениями об основах методологии принятия решений; базовыми понятиями, лежащими в основе оценки ошибочно принятого решения.
4. Система параметров (показателей) оценки и планирование мероприятий по управлению идентифицированными рисками.
Системы показателей для оценки и последующего управления рисками от ЧС могут быть построены разными способами. Методология построения представляется здесь как совокупность целенаправленных шагов, с помощью которых на основе разработанных предварительно правил отбора можно попробовать выделить такие показатели, которые будут отвечать заданным правилами отбора условиям.
Правила отбора показателей заключаются в указании свойств, которыми они должны обладать: научная обоснованность, чувствительность, способность к агрегативности, простота интерпретации.
Среди показателей должны быть такие, которые отражают: количественные характеристики объекта; качественные характеристики объекта; основные свойства объекта; основные возможные угрозы, исходящие от объекта; класс опасности объекта; время функционирования объекта; технологическое обеспечение объекта; обеспеченность объекта квалифицированным персоналом; основные критерии и связанные с ними показатели (параметры) устойчивого функционирования данного конкретного объекта.
Специальные требования к показателям означают, что они должны включать:
численные значения параметров характеристик исследуемых процессов и явлений, протекающих в этом объекте;
численные значения параметров, описывающих свойства исследуемых объектов;
численные значения какой-либо величины или совокупности величин, характеризующих взаимосвязи между основными элементами объекта, а также между объектом и окружающей средой и населением.
Показатели можно расклассифицировать по разным признакам, например: по функциональному, по структурному, по массовому, по энергетическому, по информационному.
Целесообразность выбора тех или иных показателей диктуется спецификой объектов и задачами, которые мы пытаемся решить. Поиском и обоснованием таких показателей активно занимаются ученые и специалисты в странах Азии, Европы, Америки, а также России. Практически все сходятся во мнении, что одним из перспективных направлений может быть направление, получившее название «индикаторы и индексы» [11]. Индикатор — это показатель, который может быть интерпретирован как мера величины, мера свойств или мера какого-либо процесса. Индекс — мера отклонения от уровня, принимаемого за базовый [10, 11].
Решение проблемы управления безопасным функционированием сложных систем в условиях ЧС и надежного прогнозирования природных и техногенных катастроф (аварий) требует создания эффективной информационной технологии для ее внедрения в системы мониторинга окружающей среды и интересующих нас техногенных объектов.
Рассмотренный подход нацелен на создание требуемой технологии.
Одновременно с этим следует отметить, что наибольший эффект и наилучшая работоспособность предлагаемой методологии и схемы управления по планированию мероприятий по снижению рисков ЧС и обеспечению безопасного функционирования сложных систем могут быть достигнуты в том случае, если будет совершен переход к новым принципам управления сложными системами; новой организационной структуре системы управления; новой системе показателей, адекватно отражающих состояние сложной системы; новым информационным системам поддержки принятия решений; новым форматам представления информации для систем принятия решений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.