9. Принцип упреждения и предотвращения ЧС — идентификация, диагностика, мониторинг и оценка источников опасности и связанных с ними рисков с последующим возможным прогнозированием и предотвращением ЧС — должен лежать в основе всех планируемых и проводимых мероприятий по снижению рисков.
10. Принцип осознанного выбора риска — мероприятия по снижению рисков должны строиться на признании права людей и организаций идти на сознательное проживание и осуществление определенных видов деятельности в условиях повышенной опасности.
В представленном подходе мера степени опасности трактуется шире понятия риска и может включать в себя ряд показателей, например: оценку сценариев развития опасного процесса; оценку степени опасности уже происшедшего события для человека и окружающей среды; ранжирование степени опасности по качественной шкале: "пренебрежимый", "приемлемый", "чрезмерной" и т. д.
Что касается меры риска, то в случае управления риском от ЧС следует обратить внимание на те его компоненты, которые важны в практическом плане. Эти компоненты могут быть следующими:
— вероятность возникновения опасного события (фактора);
— неопределенность в оценке этой вероятности;
— величина возможного ущерба вследствие возникновения того или иного фактора;
— неопределенность в оценке этого ущерба.
2. Исходные положения и требования к планируемым мероприятиям по обеспечению снижения рисков в сложных системах.
Схема управления содержит методологию, методики и методы, с помощью которых может быть реализован в практическом плане процесс принятия решений в исследуемой области.
В основу такой общей схемы управления и научно-методических рекомендаций по планированию мероприятий по снижению рисков ЧС должны быть положены следующие положения [3, 8, 9]:
1. Анализ жизненно важных интересов личности, общества и государства в области основ планирования мероприятий по снижению рисков ЧС.
2. Определение приоритетов при реализации каждого основного этапа в процессе осуществления намеченных мероприятий.
3. Определение и структуризация целей при планировании мероприятий по снижению рисков.
4. Определение основных структурных уровней в общей схеме.
5. Определение основных подсистем общей схемы по планированию мероприятий по снижению рисков.
6. Определение возможных механизмов снижения рисков на современном уровне знаний.
7. Определение основных этапов реализации мероприятий по снижению рисков.
8. К числу мероприятий по снижению рисков должны быть отнесены только такие, которые реально могут быть обеспечены органами власти соответствующего уровня.
Для обеспечения жизнеспособности и эффективного функционирования общей схемы управления и планирования мероприятий необходимо иметь в виду, что модель этой схемы должна строиться с учетом сложности объекта в том смысле, в котором понятие сложности имеет место в динамической теории информации [11]. Это значит, что предлагаемая схема не должна быть громоздкой; количество подсистем и количество элементов системы должно быть минимальным; каждый элемент и каждая подсистема общей схемы должны иметь конкретное функциональное назначение; между элементами и подсистемами общей схемы должны существовать четко определенные и действенные прямые и обратные связи; жизнеспособность схемы должна быть обеспечена достаточным количеством необходимых данных.
Одновременно с этим следует постоянно иметь в виду, что при формировании общей схемы управления и разработке научно-методических основ планирования мероприятий по снижению рисков ЧС на интересующих нас объектах необходимо соблюдать следующие требования:
1. Единство терминологии.
2. Единство критериев безопасности и понимания принципа приемлемого риска.
3. Тщательность формулирования и структуризации целей.
4. Ориентированность на жизненно важные интересы.
5. Преемственность в плане сохранения цельности государственной политики в области безопасности.
6. Корректировка задач в процессе их выполнения в соответствии с изменившимися социально-экономическими и другими условиями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.