информационный ресурс анализа риска;
возможность взаимной трансформации информации, полученной на основе результатов оценки риска и любого другого способа описания устойчивого состояния рассматриваемой сложной системы.
Информационный ресурс анализа риска, дающий возможность реализовать задачу теоретически, базируется на совокупности сведений из соответствующих областей знаний, набора статистических данных о работе интересующих систем, о состоянии здоровья населения и результатов расчета математических моделей различных процессов и явлений в рассматриваемой системе.
Возможность взаимной трансформации информации, поступающей в систему контроля за состоянием сложной системы, означает, что информация должна быть конструктивной, т. е. сопоставимой с оценками, получаемыми другими методами.
3. Схема управления устойчивым функционированием сложных систем,
основанная на использовании инструмента риска
В соответствии с двумя главными факторами риска — характером опасного явления и уязвимостью населения существуют и две основные концепции управления риском ЧС [1].
Согласно первой из них, иногда называемой поведенческой (ныне господствующей), снижение риска следует осуществлять путем борьбы с самими опасными явлениями, применяя для этого разнообразные технические средства. Только последние, как полагают приверженцы этой концепции, могут «улучшить», «исправить» опасный феномен и минимизировать риск.
Вторая концепция, получившая название структурной, исходит из того, что решение проблемы стихийных бедствий следует обеспечивать путем оптимизации социально-экономических условий и, таким образом, уменьшения уязвимости населения.
Представляемый авторами статьи системный подход к обозначенной проблеме применяет понятийный аппарат, строящийся на концепции безопасности и принципа приемлемого риска [3—7, 9].
Основу концепции безопасности составляют следующие положения:
а) определение опасности и безопасности, их видов, их классификации и уровня;
б) определение шкал и количественных единиц измерения уровня опасности и уровня безопасности применительно как к объекту (сложной системе), так и к человеческому сообществу.
Руководящая идея включает в себя синтез подходов ко взглядам на управление, рассматривая управление и как процесс, и как функцию, и как отношения, и содержит формулировку нескольких исходных принципов.
1. Принцип целостности при планировании мероприятий по снижению рисков ЧС — действия, условия и мероприятия должны быть направлены на достижение одной конкретно поставленной цели.
2. Принцип системного подхода — территория, расположенные на ней объекты и проживающее население должны рассматриваться как единое целое — система.
3. Принцип стратегии при планировании мероприятий по снижению рисков — минимизации числа человеческих жертв.
4. Принцип тактики при планировании мероприятий по снижению рисков — минимизации материального ущерба и ущерба окружающей среде.
5. Принцип экологического императива — планируемые мероприятия по снижению рисков возникновения ЧС должны строиться на минимизации наносимого окружающей среде ущерба.
6..Принцип приоритета здоровья человека — планируемые мероприятия по снижению рисков возникновения ЧС должны строиться на минимизации ущерба здоровью человека, попавших в ЧС.
7. Принцип управления: риск — затраты — выгода.
8. Принцип локального реагирования — проведение мероприятий и ответственность за их последствия ложатся на местные органы власти; этот принцип не отвергает поддержку федеральной и региональной властей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.