Можно выделить две основные, так сказать, ветви индикаторов по данной функциональной составляющей. Первая - это группа нормативов по безопасности, которые устанавливаются положениями действующего законодательства. Вторая - анализ эффективности принимаемых на объекте мер по обеспечению составляющей Q его деятельности. Этот анализ должен проводиться на основе методики оценки ущерба. Итоговое значение указанной эффективности принимается как значение частного функционального критерия по данной составляющей при расчете совокупного коэффициента экономической безопасности предприятия. Такой критерий можно представить следующим образом: C = D/ ∑ + D0→ max
Ниже представлена структурная схема системы эксплуатационной надежности и безопасности предприятий, которая формируется, в частности, в оборонно-промышленном комплексе. На ней отражены существующие подходы к созданию названной системы. Основными направлениями повышения устойчивости функционирования и безопасности объектов являются: диспетчеризация и автоматизация, диагностика, эксплуатация и строительный комплекс. Все эти меры осуществляются в рамках действующей законодательной и нормативной базы и на основе научных обоснований. Законодательную базу формируют законы о техническом регулировании и о промышленной безопасности. В состав нормативной базы входят правила технической эксплуатации, нормы проектирования: методики и инструкции организаций-собственников.
Сейчас по регулированию деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране действует более 600 нормативных правовых актов федерального уровня и свыше 2500 актов субъектов РФ. Для нас в данном случае важен Федеральный закон «О техническом регулировании», в котором определено, что технические требования к производству должны задаваться с учетом критериев риска.
Соответствующие положения нашли отражение в разработанном и утвержденном по решению совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Госсовета РФ от 13 ноября 2003 года типовом Паспорте безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований, а также в нормативных документах и технических регламентах.
В последнее время подавляющее большинство работ, предметом которых является изучение воздействий чрезвычайных ситуаций на объекты, построено на исследовании риска. Отмечается, что в ряде стран Западной Европы в результате осуществления национальных программ по управлению природными и техногенными рисками число крупных аварий и катастроф в течение 10 лет сократилось в 8-10 раз!
Чтобы добиться этого в России: требуется реализовать не менее двух-трех взаимосвязанных программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС с интервалами между ними не более 3-4 лет. Если учесть, что ежегодный ущерб от ЧС различного характера по разным оценкам может достигать 10-15 процентов ВВП, то осуществление программных мероприятий, основанных на методологии управления рисками, становится для нас, как никогда, актуальным.
В ряде литературных работ риск определяется как векторная величина, компонентами которой являются потери (ущербы) различного типа (экономические, военные, социальные и экологические) и вероятность тех или иных величин ущербов. Поэтому задачу управления риском обычно рассматривают в русле векторной оптимизации, определяя некоторую интегральную оценку риска.
Формируя политику и стратегию в области безопасности, как правило, опираются на концепцию приемлемого риска, для которой установлены нормативные уровни, определяющие предельно допустимые риски для населения и окружающей среды. Практика управления риском свидетельствует, что для целей нормирования применяются различные количественные показатели риска. Однако до настоящего времени не установлены нормативные значения, опираясь на которые можно осуществлять эффективную политику управления риском с применением различных механизмов регулирования и контроля, в том числе и экономических.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.