В Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» термину «риск» даётся такое определение: это «вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».
Словом, применение понятия «риск» позволяет переводить опасность в разряд измеряемых категорий. Риск фактически есть мера опасности.
В настоящее время в основе всех практических мероприятий по управлению рисками лежит концепция приемлемого риска, суть которой состоит в стремлении к снижению его до безопасного уровня. Уровень приемлемого риска задаётся пороговыми значениями размера ущерба и вероятности его возникновения. Если обозначить величину ущерба Vу, а вероятность его возникновения Р у, то пороговые значения для них можно записать так: Рmin< Ру ≤ Рmax; Vmin< V y ≤ V max. В указанных интервалах и должны находиться приемлемые показатели степени риска.
В системе обеспечения безопасности жизнедеятельности по приемлемому риску судят о достигнутом уровне безопасности населения и территорий. В контексте управления риском пороговые его значения являются целевой установкой, на основе которой осуществляются подготовка, принятие и реализация управленческих решений.
На практике полнее осмыслить конкретные риски помогает их наглядное изображение на графиках, гистограммах, картинках и т.п. Графический образ позволяет дополнить логический, количественный анализ качественным, что существенно облегчает понимание ситуации риска и способствует принятию более адекватных ей управленческих решений.
Говоря о практической стороне дела, важно прежде всего установить место и роль процесса управления рисками в общем процессе управления обеспечением безопасности жизнедеятельности. Часто при этом одни специалисты умалчивают, другие выдвигают процесс управления рисками на первый план, не раскрывая объективно его существующих взаимосвязей с другими процессами управления. А ведь он является неотъемлемой частью процессов управления охраной труда, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в ЧС. Поскольку процесс управления рисками имеет ряд особенностей (мониторинг, прогнозирование, анализ, оценка риска, методы управления, принятие и реализация управленческих решений), то он выделяется в относительно самостоятельное направление исследований.
Для организации управления рисками используются существующие системы управления МЧС России и РСЧС, на всех уровнях которых внедряются процессы управления рисками. Последнее позволяет:
перейти от концепции «абсолютной безопасности» к концепции «приемлемого риска»;
перенести акцент с подготовки и осуществления мероприятий по ликвидации ЧС на заблаговременные меры по их предупреждению;
создать динамичную и адаптивную систему обеспечения безопасности населения и территорий в ЧС;
повысить обоснованность и эффективность вложения бюджетных средств в мероприятия по предупреждению ЧС.
Всем этим и объясняется столь важная роль, которая отводится снижению рисков и смягчению последствий ЧС, достигаемых в процессе управления рисками на современном этапе развития РСЧС.
Чтобы уяснить содержание процесса управления рисками, рассмотрим типовой цикл управления, который одинаков для всех основных функций управления МЧС России и РСЧС, в том числе управления рисками возникновения различных ЧС. Этот типовой цикл включает пять общих функций управления - планирование, организация, координация, мотивация и контроль, а также два связующих процесса - информационный и принятия управленческих решений. Общими функции управления называют потому, что они присутствуют во всех циклах управления основными функциями. В процессе управления каждой такой функцией постоянно и согласованно реализуются два цикла управления - основной функцией и рисками. К примеру, цикл управления обеспечением пожарной безопасности и цикл управления рисками возникновения пожаров выполняются во взаимосвязи друг с другом. Иначе говоря, в циклы управления основными функциями как бы «встроены» циклы управления соответствующими рисками. Цель выполнения цикла - своевременно обнаружить и предупредить возникновение ЧС. Достигается она путем реализации превентивных мер по снижению рисков и мероприятиями по смягчению последствий ЧС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.