Понятие об устойчивости объектов при ЧС. Методика оценки устойчивости объектов, страница 3

Функционирование цикла управления рисками заключается в следующем. Для информационного обеспечения процесса управления ими непрерывно проводятся мониторинг, идентификация, оценка и прогнозирование рисков. На основе получаемой информации разрабатываются и принимаются стратегические, тактические и оперативные решения.

При выработке стратегического решения участвует вся функциональная цепочка (планирование, организация, координация, мотивация и контроль реализации), без чего невозможно претворить в жизнь принятое решение. Затем готовится специальный план (целевая программа), создаются необходимые ресурсы, организуется и координируется выполнение мероприятий, осуществляются меры по мотива­ции исполнителей. Непрерывно ведутся учёт, анализ и контроль сначала результатов реализации всех общих функций управления, а после постановки задач исполнителям - результатов практического выполнения плана (целевой программы). При необходимости принимаются меры по устранению тех или иных отклонений.

Принятие тактических решений по снижению рисков на нижестоящих уровнях системы управления влечет за собой разработку дополнительного плана, требует дополнительной организационной работы, координации, мотивации и контроля.

Оперативное решение по серьёзной проблеме также может потребовать включения всей указанной выше функциональной цепочки, начиная с внесения коррективов в утверждённые планы. Однако и тактические и оперативные решения должны соответствовать стратегии МЧС России и целевой программе по снижению рисков и смягчению последствий ЧС.

В настоящее время реализуются две концепции управления рисками, которые дополняют друг друга: статического и адаптивного динамического. Процесс реализации стратегических и тактических решений базируется на долгосрочном и среднесрочном прогнозах, значительных временных и материальных ресурсах и имеет относительно стабильный характер. Управление рисками в этом случае соответствует концепции статического управления. Оперативное реагирование на текущие и прогнозируемые изменения рисков - основной элемент адаптивного динамического реагирования. Главное, чего можно достигнуть в процессе его реализации, - это устранить опасности форс-мажорных ситуаций или «внезапных» рисков, которые заранее не были или не могли быть приняты во внимание. Чтобы осуществить практические меры по переходу к адаптивному динамическому управлению, необходимо совершенствовать систему мониторинга и непрерывного прогнозирования рисков, иметь подготовленных специалистов, современное специальное математическое и программное обеспечение для ЭВМ.

Идея такого управления сегодня реализована, например, в информационно-управляющей системе комплексной безопасности объекта уничтожения химического оружия в городе КамбаркаУдмуртской Республики (см. «ГЗ», №3, 2007 г.). Здесь автоматически выполняются расчёты, выявляется динамика угроз (рисков), они прогнозируются в реальном масштабе времени, планируются действия сил и средств по их предупреждению и ликвидации.

Авторы ряда материалов на страницах журнала (в частности, № 3-5, 2007 г.) уже высказывали свои предложения по внедрению процесса управления рисками в систему управления РСЧС. Хотел бы со своей стороны предложить в этом направлении следующее.

Во-первых, настала пора переработать «Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС» (1996 г.) с учётом процессов управления рисками. Либо, как вариант, отвечающий современным требованиям к управлению, стала бы разработка нового документа - «Наставления по управлению МЧС России и РСЧС». Этот документ мог бы содержать пять частей, соответствующих уровням системы управления: часть I - объектовый уровень, часть II - муниципальный, часть III - региональный, часть IV - межрегиональный и часть V - федеральный.

Во-вторых, целесообразно разработать «Руководство по планированию, организации и контролю процесса управления рисками в РСЧС». В нем поместить методики оценки и прогноза различных рисков, рекомендуемый комплекс превентивных мер с оценкой их эффективности, содержание и структуру общих функций управления рисками, другую информацию.