О концепции
развития структурной реформы
железнодорожного транспорта России
(Аналитическая записка)
1. Введение. Цели и принципы реформы.
Реформа системы российских железных дорог является частью общей задачи реформирования естественных монополий.
Значительное сокращение объемных показателей работы железнодорожного транспорта, снижение его государственной поддержки, переход на масштабное перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых не могли не вызвать после либерализации цен в 1992 году более высокие темпы роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по сравнению с темпами роста цен в целом по промышленности. Тем не менее, в 1996 году и первом квартале 1997 года перевозочная деятельность на федеральном железнодорожном транспорте оставалась убыточной и сопровождалась сокращением вложений денежных средств в техническое перевооружение отрасли. Именно данное обстоятельство, а также, необходимость снижения железнодорожных тарифов, стали основным аргументом в пользу принятия в 1997 году решения о проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.
На основе реализации первого этапа структурных преобразований, предусмотренных Концепцией, и внутриотраслевой деятельности по снижению эксплуатационных расходов основная цель проводимых в последние три года реформ на железнодорожном транспорте – снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом – была достигнута. В целом за 1997-1999 гг. средний уровень тарифов на грузовые железнодорожные перевозки снизился на 14,2% при росте оптовых цен за этот период на 220%. Выигрыш предприятий – потребителей услуг железнодорожного транспорта составил более 68 млрд. рублей.
Такие результаты способствовали росту промышленного производства в России. Погрузка грузов в 1999 году выросла на 13,5%, грузооборот – на 17,7%, пассажирооборот – на 11,5%.
Вместе с тем по итогам 1999 года и с учетом нынешних тенденций развития экономики страны стало очевидным ограничение бесперебойного функционирования федерального железнодорожного транспорта. Оно заключается в становящимся все более заметным старении основных фондов железнодорожного транспорта при росте платежеспособного спроса на перевозки.
За период с 1992 г. объемы капитальных вложений на железнодорожном транспорте снизились не менее чем в три раза. Износ основных производственных фондов в последние годы непрерывно растет.
Если в 1997-1998 гг. начало реализации структурной реформы на федеральном железнодорожном было инициировано и реализовывалось в интересах прежде всего предприятий – потребителей услуг железнодорожников, то к началу 2000 года активизация структурной реформы в железнодорожной отрасли стала ее внутренней потребностью. Без проведения структурной реформы становится невозможным привлекать внешние инвестиции. За счет же только собственных инвестиционных средств обновление материально-производственной базы федерального железнодорожного транспорта не представляется возможным.
Таким образом, основной целью реформирования железнодорожного транспорта России является обеспечение возрастающих потребностей в объемах и качества перевозок на основе обновления производственно-технической базы и усиления мотивации работников железнодорожного транспорта в достижении эффективности работы всех звеньев отрасли. Для этого необходимо решение следующих задач:
· повышение эффективности железнодорожных перевозок и удешевления стоимости перевозок для производителей;
· обеспечение устойчивости работы железнодорожного транспорта, снижение аварийности, обеспечение качественного технологического развития системы российских железных дорог;
· обновление производственно-технической базы отрасли, создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций;
· обеспечение финансовой прозрачности всех видов деятельности;
· создание механизмов мотивации работы на всех уровнях.
Можно выделить ряд основополагающих принципов, на которых должна основываться концепция и практическая работы по реформированию железнодорожного транспорта.
Во-первых, реформой управляет Министерство путей сообщения, именно оно несет ответственность за устойчивость функционирования системы железнодорожного транспорта, за эффективность его работы и за и ход осуществления реформ.
Во-вторых, разделение функций по государственному управлению (министерство) и хозяйственной деятельности (собственно оказание услуг железнодорожного транспорта).
В-третьих, разделение естественно-монопольного и конкурентного (потенциально конкурентного) секторов в системе железнодорожного транспорта. Сохранение государственного контроля в монопольном секторе и дерегулирование там, где есть конкуренция.
В-четвертых, отделение большей части вспомогательных и обслуживающих предприятий, их приватизация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.