О концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта России, страница 7

Исходя из необходимости разделения функций государственного и хозяйственного управления отраслью, следует на базе МПС России создать единое Министерство путей сообщения Российской Федерации, передав ему функции нынешнего Министерства транспорта, а также функции государственного регулирования тарифов на транспорте, выполняемые в настоящее время МАП России. В новом министерстве следует  сосредоточить функции государственного управления всем транспортным комплексом страны. Формирование единого органа государственного управления на базе МПС России объясняется как историческими, так и техническими причинами. В Российской империи управление всем транспортным комплексом осуществлялось министерством путей сообщения, от которого последовательно отпочковывались структуры управления отдельными видами транспорта. Железные дороги в России доминируют в освоении объемов перевозок, имеют в сравнении с другими видами транспорта наиболее развитую инфраструктуру, включая сети телекоммуникаций, МПС России имеет мировую известность и авторитет, подтверждаемый сравнительно более эффективными результатами управления транспортными комплексами, чем Минтранс России.

5.Система обеспечения безопасности движения

МПС России разрабатывает и утверждает правила, инструкции и другие нормативные требования по обеспечению безопасности движения и осуществляет общий надзор за организацией их выполнения в структуре РАО «РЖД» и входящих в него дочернихпредприятий.

В структуре РАО «РЖД» создается Департамент безопасности, обеспечивающий через свои инспекции контроль за реализацией нормативных требований по безопасности движения по всей вертикали до линейного уровня. Полномочия инспекций по безопасности расширяются возможностями применения экономических санкций за нарушение безопасности движения. Весь штат инспекторов имеет только вертикальную систему подчиненности и является независимым  от линейных органов управления железнодорожным транспортом.

Полномочия Департамента безопасности движения РАО «РЖД» распространяются на все перевозочные компании, входящие в РАО «РЖД» или осуществляющие эксплуатацию подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

6. Создание условий для инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

В современных условиях железнодорожный транспорт работает с основными фондами, износ которых весьма значителен и с каждым годом увеличивается ( см. Таблицу 1).

Таблица 1

Виды основных

фондов

Степень износа основных фондов, %

(на конец соответствующего года)

1995

1996

1997

1998

1999

Верхнее строение пути

51,0

55,7

58,6

63,3

68,8

Транспортные средства, всего

40,3

42,9

44,3

51,3

59,7

из них:

электровозы

48,4

50,6

51,7

53,3

63,0

тепловозы

51,1

54,3

56,7

61,0

71,3

дизель-поезда

46,7

50,6

51,8

50,9

63,4

вагоны грузовые

38,3

39,4

40,6

52,3

58,8

в т. ч.

рефрижераторы

43,5

46,1

49,4

59,7

63,2

пассажирские вагоны

28,7

34,9

35,5

40,6

49,4

Общий уровень износа по всем основным производственным фондам вырос с 1992 года с 36,5% до 55,1%.

Запланированный рост инвестиций в основной капитал  (Прогноз Минэкономики России) (на 23,7% в 2000 году, на 3,1% - в 2001 году, на 2,7% - в 2002 году и т.д.) в лучшем случае позволит сохранить нынешнее состояние основных производственных фондов, но не улучшит его.