Экономика и организация образования, страница 6

      В то же время в Украине сохраняется перегрузка по специалистам с полным высшим образованием по профессиям с нагрузкой на одно свободное место:

- воспитатель детского сада – 80 чел.;

- учитель начальных классов учебного заведения – 64 чел.

      Основой взаимодействия системы подготовки кадров и производства является сотрудничество. Перспективность этого сотрудничества очевидна: ВУЗы получают поддержку работодателей, предприятия – высококвалифицированные кадры.

      Программы сотрудничества ВУЗа и предприятия могут предусматривать разнообразные формы:

- производственная практика:

- привлечение кадров ВУЗов к разработке учебных программ в центрах подготовки кадров на производстве;

- приглашение квалифицированных работников предприятий для преподавания в ВУЗе;

- организация совместных конференций с участием ВУЗов и производственных фирм;

- вложение капиталов производственных фирм в развитие ВУЗов;

- анкетирование производственных фирм регионов относительно требований, предъявляемых к специалистам с высшим образованием и эффективность выпусков ВУЗов, которые были трудоустроены на эти фирмы;

- ознакомление производственных фирм со спецификой обучения специалистов и т.д.

      Конечным результатом процесса подготовки кадров с высшим образованием должно стать формирование такой профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов, которая соответствовала бы требованиям рыночной экономики и препятствовала развитию безработицы среди выпускников ВУЗов.

4.6 Финансирование затрат учреждений образования

      Финансирование затрат учреждений образования (УО) осуществляется по смете затрат.

Таблица 4.5. – Структура затрат учреждений образования

Элементы расходов

Удельный вес, %

1. Материальные расходы

18,6

2. Приобретение основных средств

6,9

3. Оплата труда

41,9

4. Отчисления на социальные мероприятия

13,2

5. Прочие расходы

19,4

Итого расходов

100

      Учет расходов в УО происходит не только по элементам, но и по статьям затрат. Перечень затрат по статьям соответствует рассмотренному нами перечню в теме 2. Каждая из перечисленных статей имеет свою детализацию. Так, статья «Оплата труда» включает в себя учет затрат на оплату труда каждой категории работников в отдельности.

          Расходы на заработную плату составляют значительную часть в общей величине расходов на образование. В бюджете некоторых районов и городов часть заработной платы в расходах на образование достигает трех четвертей. Но нельзя развиваться, не вкладывая средства в материальную базу, информационные системы, научные исследования.

      Иногда общую сумму произведенных кассовых расходов невозможно точно распределить между отдельными статьями сметы, так как оплаченный вид продукции, работ или услуг будет использоваться для различных целей, например почтовые расходы можно отнести и к хозяйственным и учебным. В таких случаях распределение расходов по источникам образования будет условным. Случаи условного распределения кассового расхода по отдельным статьям сметы могут иметь место при оплате счетов за транспорт, электроэнергию и другие виды услуг.

4.7 Ревизия и контроль в учреждениях образования

      Контролирующую функцию в учреждениях образования осуществляют внутренние и внешние органы. Внутренний контроль проводят работники планово-экономического отдела, бухгалтерии и материально-ответственные лица в отделах учреждения.

      Внешний контроль производят вышестоящие организации, а также ГосНИ, КРУ, Казначейство и финансовое управление.

      Объектом ревизии и контроля является деятельность учреждения, а именно исполнение сметы расходов.

      Основной удельный вес в расходах учреждения занимает заработная плата. Поэтому контроль за исполнением сметы расходов по этой статье осуществляется в первую очередь. В расходах на зарплату учреждений образования большая часть приходится на зарплату педагогического персонала. Поэтому, анализируя исполнение сметы, необходимо обращать особое внимание на правильность расходования этих фондов.

      Следует хорошо разобраться в системе оплаты труда педагогического персонала различных типов УО, установленной действующим законодательством. Ставки заработной платы учителей, преподавателей зависит от образования и стажа педагогической работы.

      Зарплата учителей и преподавателей может быть выше или ниже ставки в зависимости от выполненной ими нагрузки и дополнительных выплат за выполнение обязанностей классных руководителей, проверку письменных работ учащихся и др.