Экономика и организация образования, страница 5

Основные потребности

преподавателей

Средства влияния

Потребности первого уровня – физиологические (еда, вода, жилище, отдых)

      Заработная плата и система стимулирования. Приобретение квартир, страхование, материальная помощь, в том числе стоимость подарков в размере прожиточного минимума, оплата за обучение детей преподавателей, стоимость путевок на лечение, содержание детей в детских садах, расходы на оплату обучения по профилю в отечественных вузах, профессиональная подготовка, компенсации работникам за использование собственных средств труда и личного транспорта.

Потребности второго уровня – потребность безопасности и защищенности, которые состоят в уверенности в том, что первичные потребности будут удовлетворены и в будущем.

      Долгосрочное обеспечение денежными доходами с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительное время, которая обеспечивается долгосрочными контрактами. Создание в учебных заведениях программ дополнительного пенсионного обеспечения, что дает возможность получать своим сотрудникам более высокий уровень пенсии по возрасту в сравнении с государственными стандартами.

Социальные потребности – принадлежность к кому- или чему-нибудь, душевная близость, любовь.

      Атмосфера корпоративного духа ВУЗа. Собственный гимн, знамя, значок. Все вместе создает имидж ВУЗа, влияет на работников, вызывает чувство гордости за него. Вместе с тем, внешние атрибуты ВУЗа должны гармонично дополняться микроклиматом коллектива, создавая между преподавателями чувства духовной близости, теплых отношений. Созданию здорового социально-психологического климата в полной мере содействует проведение совместных мероприятий: «круглых столов», праздников, туристических походов, экскурсий, занятий спортом и т.д. Заинтересованное отношение к выражению преподавателями собственных взглядов по поводу организации учебного процесса и всей работы ВУЗа и внедрение лучших предложений.

Потребность в уважении и признании со стороны окружающих.

      Моральное стимулирование преподавателей в виде награждений, присвоения почетных званий, одобрительные отзывы на публичных мероприятиях, возможность участия в профессиональных конференциях и стажировке, в т.ч. зарубежом, возможность публикации, издание личных трудов и т.д. Право принимать решения, работать в русле собственных творческих планов.      

Потребность в самоутверждении (саморазвитии и самореализации).

      Планирование профессиональной карьеры, стимулирование к получению учебных званий и научных степеней, углубленного изучения основного предмета и освоения новых, изучение иностранных языков. Выявление особенностей и потенциала каждого преподавателя, его желаний и индивидуальности.

 Реальное состояние дел с мотивацией труда преподавателей ВУЗов свидетельствует о низком уровне мотивационного влияния главного компонента восполнения жизненных затрат, т.е. зарплаты. 78 % респондентов указали, что зарплата удовлетворяет их важнейшие жизненные потребности на 30 % и меньше. Потребности поддержания и повышения уровня образования у 70 % анкетированных удовлетворяется также меньше, чем на 30 % (опрос проводился в 2002 г. в ВУЗах  Украины).

Существующая система оплаты труда в сфере образования действительно не может удовлетворять целям и задачам развития рыночной экономики в Украине.

Таблица 4.4. – Среднемесячная номинальная заработная плата                                        грн.

Показатель

2000

2001

2002

2003

Всего по экономике

230,13

311,08

376,38

Образование

156,46

224,13

267,41

      Неудовлетворительное состояние дел с уровнем заработной платы в образовании приводит к тому, что преподаватель вынужден искать дополнительные источники доходов: в 2002 г. таковых было 65 % от общего числа опрошенных. 52 % респондентов кроме основного места работы работают по почасовой оплате в других ВУЗах.

Для тех специалистов, которые все-таки работают в системе образования, качественно выполнять свою работу весьма проблематично, поскольку нередко они пребывают на грани физического выживания. Поэтому пока на государственном уровне не будет решена проблема достойного уровня и адекватной оплаты труда педагогических работников – не ниже законодательно установленной среднемесячной заработной платы в промышленности, - до тех пор будет сохраняться большой дефицит в учителях и воспитателях государственных, общеобразовательных учебных заведениях.