- мировые рынки, на которых выгоднее всего действовать;
- новые образовательные технологии, которые в первую очередь необходимо внедрять в ВУЗах;
- секторы экономики и общественного производства в целом, на которых необходимо базироваться.
Условия переходного периода требуют от системы высшего образования выполнения достаточно сложных задач и интеллектуального обеспечения развития экономики и новых технологий, выхода на высший уровень квалификационного обеспечения. Следовательно, большое значение приобретает развития гибкости высшего образования в процессе повышения эффективности подготовки специалистов.
4.2. Показатели деятельности учреждений образования
Основные показатели деятельности учреждений образования представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2. – Показатели деятельности учреждений образования
Вид образования |
Показатели деятельности |
1. Дошкольное |
1. Число детей в учреждении 2. Число групп по возрастам 3. Заполняемость штата 4. Материальная обеспеченность групп и одного ребенка |
2.Общее среднее |
1. Число учащихся 2. Число классов 3. Количество педагогических ставок 4. Средний бал по классам 5. Половозрастная структура учащихся |
3. Среднее специальное и высшее |
1. Число студентов 2. Прием и выпуск 3. Абсолютная и качественная успеваемость 4. Обеспеченность методической литературой, аудиторией, основными фондами. |
Основным показателем, характеризующим деятельность дошкольных заведений является среднегодовое число детей. Важность этого показателя объясняется тем, что на его основании исчисляются расходы дошкольных учреждений, штаты и контингенты.
Пример 4.1. В течении года в детских яслях по списку числилось детей: на 1 января – 103; на 1 марта – 106; на 1 апреля – 102; на 1 мая – 104; на 1 июня – 100; на 1 июля – 94; на 1 октября – 100. Определить среднегодовое число детей.
Решение: среднегодовое число детей по списку
4.3 Аккредитация и лицензирование
Аккредитация – это метод оценки уровня подготовки специалистов. Существует два понятия аккредитации: аккредитация специальности и аккредитация вуза. И в том и в другом случае аккредитация предполагает оценку качества образования.
Во всемирной декларации, принятой в Леоне на международной конференции по высшему образованию в 1998г., качество образования определяется как многоаспектное понятие, которое включает все стороны деятельности вуза: учебно-методические программы, учебную и НИР, профессорско-преподавательский коллектив, студентов, учебно-материальную базу, ресурсы и т.д.
В разных науках существует несколько подходов к определению содержания понятия качества образования. Некоторые ученые данное понятие рассматривают как условие и показатель уровня социально-экономического развития общества, предусматривающий достижение соответствия между характером обучения специалистов и национальными, а также международными стандартами профессионального обучения, в которых сосредоточены требования современной практики и потенциальных работодателей.
Наиболее сложно дать определение качества образования с позиции личностно-ориентированного подхода, поскольку существует перечень теорий личности и практически не возможно подсчитать «степень соответствия» запланированным показателям. Однако все больше исследователей считают приоритетным развитие человека как личности в процессе обучения.
Созданная под эгидой СЕПЕС – ЮНЕСКО Европейская группа по академической оценке (ЕГАО) разработала официальную систему обеспечения качества высшего образования, в которую входят:
- соответствующие статьи законодательства;
- создание национальных или институциональных органов, ответственных за оценку качества и аккредитацию;
- определение критериев, показателей деятельности и стандартов оценки;
- повышение социального статуса преподавателей высшей школы одновременно с конкретизацией критериев их профессионально-личностного соответствия занимаемой должности;
- разработка процедур самообслуживания и оценки независимых экспертов;
- определение политических и управленческих задач в сфере высшего образования после осуществления процессов оценки качества и аккредитации.
Сегодня при оценке качества образования в Украине можно выделить следующие критерии оценки:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.