Экономика и организация образования, страница 2

- мировые рынки, на которых выгоднее всего действовать;

- новые образовательные технологии, которые в первую очередь необходимо внедрять в ВУЗах;

- секторы экономики и общественного производства в целом, на которых необходимо базироваться.

Условия переходного периода требуют от системы высшего образования выполнения достаточно сложных задач и интеллектуального обеспечения развития экономики и новых технологий, выхода на высший уровень квалификационного обеспечения. Следовательно, большое значение приобретает развития гибкости высшего образования в процессе повышения эффективности подготовки специалистов.

4.2. Показатели деятельности учреждений образования

   Основные показатели деятельности учреждений образования представлены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. – Показатели деятельности учреждений образования

Вид образования

Показатели деятельности

1. Дошкольное

1. Число детей в учреждении

2. Число групп по возрастам

3. Заполняемость штата

4. Материальная обеспеченность групп и одного ребенка

2.Общее среднее

1. Число учащихся

2. Число классов

3. Количество педагогических ставок

4. Средний бал по классам

5. Половозрастная структура учащихся

3. Среднее специальное и высшее

1. Число студентов

2. Прием и выпуск

3. Абсолютная и качественная успеваемость

4. Обеспеченность методической литературой, аудиторией, основными фондами.

Основным показателем, характеризующим деятельность дошкольных заведений является среднегодовое число детей. Важность этого показателя объясняется тем, что на его основании исчисляются расходы дошкольных учреждений, штаты и контингенты.

Пример 4.1. В течении года в детских яслях по списку числилось детей: на 1 января – 103; на 1 марта – 106; на 1 апреля – 102; на 1 мая – 104; на 1 июня – 100; на 1 июля – 94; на 1 октября – 100. Определить среднегодовое число детей.

      Решение: среднегодовое число детей по списку

 

4.3 Аккредитация и лицензирование

Аккредитация – это метод оценки уровня подготовки специалистов. Существует два понятия аккредитации: аккредитация специальности и аккредитация вуза. И в том и в другом случае аккредитация предполагает оценку качества образования.

      Во всемирной декларации, принятой в Леоне на международной конференции по высшему образованию в 1998г., качество образования определяется как многоаспектное понятие, которое включает все стороны деятельности вуза: учебно-методические программы, учебную и НИР, профессорско-преподавательский коллектив, студентов, учебно-материальную базу, ресурсы и т.д.

В разных науках существует несколько подходов к определению содержания понятия качества образования. Некоторые ученые данное понятие рассматривают как условие и показатель уровня социально-экономического развития общества, предусматривающий достижение соответствия между характером обучения специалистов и национальными, а также международными стандартами профессионального обучения, в которых сосредоточены требования современной практики и потенциальных работодателей.

Наиболее сложно дать определение качества образования с позиции личностно-ориентированного подхода, поскольку существует перечень теорий личности и практически не возможно подсчитать «степень соответствия» запланированным показателям. Однако все больше исследователей считают приоритетным развитие человека как личности в процессе обучения.

Созданная под эгидой СЕПЕС – ЮНЕСКО Европейская группа по академической оценке (ЕГАО) разработала официальную систему обеспечения качества высшего образования, в которую входят:

- соответствующие статьи законодательства;

- создание национальных или институциональных органов, ответственных за оценку качества и аккредитацию;

- определение критериев, показателей деятельности и стандартов оценки;

- повышение социального статуса преподавателей высшей школы одновременно с конкретизацией критериев их профессионально-личностного соответствия занимаемой должности;

- разработка процедур самообслуживания и оценки независимых экспертов;

- определение политических и управленческих задач в сфере высшего образования после осуществления процессов оценки качества и аккредитации.

      Сегодня при оценке качества образования в Украине можно выделить следующие критерии оценки: