Экономика и организация образования, страница 3

- уровень профессиональной подготовки студентов;

- инновационные подходы в учебном процессе;

- методическое обеспечение учебного процесса;

- беспечение учебного процесса профессорско-преподавательским составом;

- обеспеченность помещениями, оборудованием, техническими средствами и т.д.;

- престиж диплома среди работников;

- использование информационных систем;

- оценка учебного заведения абитуриентами;

- количество иностранных студентов.

      Факторы, определяющие содержание образовательных услуг:

- общеэкономические тенденции;

- государственное регулирование отрасли;

- изменение состава потребителей;

- увеличивающиеся масштабы отраслевого рынка;

- появление других продуктов с качественно новыми характеристиками;

- изменения в технологиях;

- маркетинговые нововведения;

- изменения социального характера или изменения стиля жизни и т.д.

      Сегодня в сфере образования все ярче проявляются признаки конкуренции. Основными проявлениями конкурентных сил являются:

- соперничество существующих в отрасли организаций;

- потенциальная угроза вторжения новых участников;

- экономические возможности поставщиков;

- угроза появления продуктов – заменителей;

- экономические возможности потребителей и т.д.

      С целью обеспечения адекватности процесса подготовки специалистов количественным и качественным показателям развития социально-экономического комплекса государства используется специальный метод управления процессом подготовки специалистов, а именно, лицензирование. Лицензирование – это метод определения оптимальной величины специалистов, которое ежегодно выпускает учреждение образования по каждой специальности. Лицензия устанавливается министерством образования и науки. В том случае, если учебное учреждение имеет ведомственную подчиненность, то процессом лицензирования занимается соответствующее министерство.

4.4 Фонды учреждений образования

      Фонды (имущество) учреждений образования классифицируются по тем же признакам, что и в производственной сфере:

1. по видам собственности:

- собственные;

- арендованные;

2. по назначению: здания; сооружения; машины и оборудование; передаточные устройства; транспортные средства; хозяйственный инвентарь; инструмент; многолетние насаждения; прочие.

      В учреждениях образования в структуре основных фондов значительный удельный вес занимают хозяйственный и прочий инвентарь, оборудование, мебель, инструменты, наглядные пособия, библиотечный фонд.

      С точки зрения обеспеченности учреждений образования основными средствами первостепенное значение имеет обеспеченность помещениями для учебных занятий, библиотечным фондом и оборудованием. Сегодня большинство учебных заведений испытывают недостаток перечисленных средств. В частности, в Постановлении Верховной Рады Украины «О состоянии и перспективах развития профессионально-технического образования в Украине» от 3 апреля 2003г. № 699 – IV указывалось, что острой остается проблема обновления материально-технической базы профессионально-технических учебных заведений, обеспечение их средствами обучения, наглядными и учебными пособиями, учебниками.

      С баланса учебной организации основные фонды могут списываться в связи с их износом, в результате реализации в установленном порядке излишнего и ненужного имущества или его безвозмездной передачи другим учреждениям, а также при обнаружении недостач отдельных предметов. При недостаче стоимость основных средств может быть списана с баланса в зависимости от причины недостачи за счет виновных лиц или учреждения. Вузам сегодня запрещено сдавать в аренду помещения общежитий.

      Для сферы образования, как и для других отраслей экономики характерно увеличение степени износа основных фондов. Так, степень износа составляла в 1990г. 15,8 %, в 1995 – 22,3 %, в 1998 – 34,6 %, в 2000 – 40,5 %.

      Помимо основных фондов учреждения образования располагают оборотными средствами. Значительный удельный вес в их структуре занимают МБП, в состав которых включаются инструменты, наглядные пособия, белье и постельные принадлежности, сценическо-постановочные средства, хозяйственный инвентарь (столовый, кухонный, учебный и т.п.).

      При списании основных и оборотных средств образуются отходы (дрова, ветошь, металлолом, запасные части, драгметаллы и др.), которые используются самим учреждением или реализуются за плату.